Суббота, 30 ноября 2024

Купи дракона!

Казанский кремль виден издалека

Кому и почему в Казани жить хорошо

Стоило пройти мимо вокзала и офиса «Почты России», как окружающий пейзаж резко перестал радовать. Обшарпанные гаражи, выцветшие вывески с рекламой каких-то автосервисов, вдоль дороги — пыль столбом. Я как будто вернулась в девяностые. И это — Казань, один из наших лучших городов? Сразу захотелось поспорить с теми, кто присвоил ему этот титул.

Всех посчитали

Поясню: в мае 2017 года журнал «Русский репортер» опубликовал большое исследование под названием «Рейтинг российских мегаполисов». Эксперты сравнивали между собой крупные города с населением более 600 тыс. жителей. Великий Новгород по понятным причинам в список не попал, и мы можем только гадать, на каком месте он бы оказался. А вот Казань, где мне довелось побывать почти сразу после того, как был опубликован рейтинг лучших городов, вошла в первую пятерку.

Выбирая сильнейших, специалисты оценивали показатели социально-экономического развития городов, например, расходы бюджета на культуру, транспорт и дороги, размер средней заработной платы за месяц, уровень преступности, состояние экологии. Одновременно с этим исследовательский центр портала SuperJob.ru по заказу «Русского репортера» проводил опрос: почему жителям нравится или, наоборот, не нравится их город.
Так вот, Казань на пятое место вытянули как раз горожане. Если бы рейтинг составлялся только на основании данных статистики, было бы 15-е. Но на вопрос о том, нравится ли им жить в своем городе, 83% опрошенных ответили утвердительно — и обеспечили Казани попадание в пятерку лучших. Много было тех, кто назвал успешным развитие системы общественного транспорта, отметил доступность товаров и услуг, похвалил город за обилие благоустроенных парков и скверов. Вы можете себе представить, чтобы в Новгороде кто-нибудь похвалил общественный транспорт? Я — нет.

Кто-то скажет: а чего жителям Казани возмущаться? Им из федерального бюджета денег на метро дали. Шикарный был подарок к 1000-летию города. Новгороду на юбилей ничего подобного не досталось. Но метро есть и в других городах, которые попали в рейтинг. В Екатеринбурге, скажем. Однако горожане там все равно не в восторге от работы общественного транспорта. Это — если судить по тому же опросу.

Проведя в Казани несколько дней, я, в принципе, поняла, почему жителей там все устраивает. Даже если не спускаться в метро и ездить только на автобусах, проблем не возникает. Ни разу не пришлось ждать транспорт дольше пяти минут. Да, частично вопрос опять упирается в деньги: если закупить побольше автобусов, можно сделать так, чтобы они ходили хоть раз в пять минут, хоть раз в минуту. Правда, в последнем случае они наверняка будут ездить почти пустыми. Значит, нужны не только финансовые вливания, но и грамотно, с учетом количества пассажиров в разное время суток составленный график движения транспорта. И потом, в Казани на каждой остановке понятная схема автобусных маршрутов. На самих автобусах — тоже. Вроде бы мелочь, но удобно. Если знаешь, куда тебе нужно добраться, без труда поймешь, на каком автобусе ехать. Вряд ли на то, чтобы напечатать и развесить эти схемы, было потрачено очень много денег.

Утренний кофе

Новые районы спроектировали с фантазией

Вернусь теперь к тому, с чего начала. Безусловно, недостатков в Казани хватает. Типичная, в общем-то, картина: центр города благоустроен, а на окраины лучше не соваться, если не хочешь испортить впечатление.

Что мне еще не понравилось, так это поведение водителей на дорогах. Тормозить сразу, как только для пешеходов загорается зеленый, здесь, по-видимому, дурной тон. Если один из водителей все же решает остановиться, остальные возмущенно сигналят. Чего, дескать, встал? Неудивительно, что аварии и столкновения — в порядке вещей. Я сама видела две, а ведь была в городе не так долго.

И тем не менее жители свой город хвалят. В этом я убедилась, задав тот же вопрос, который предлагал людям исследовательский центр.

— Скажите, вам нравится жить в Казани?

Симпатичная молодая женщина, которую я остановила на набережной, уверенно кивнула, а потом на миг задумалась и начала объяснять:

— Чисто. Город ухоженный. И потом, смотрите. Вот я вышла утром из автобуса, купила кофе по дороге на работу, купила газету. Всё по пути.

— И что, неужто везде так? — не поверила я, вспомнив унылые гаражи, с которых началось мое знакомство с городом.

— Нет, не сказала бы. Знаете, где Козья Слобода? Там, конечно, такого нет. Но чисто все равно. Вы видели, какие у нас газоны? Ни соринки. Я, когда была в других городах, замечала, что там люди могут запросто бросить обертку от шоколада в траву, потому что урны рядом нет. А у нас — есть.

Что правда, то правда. Урны для мусора в Казани расставлены и на остановках, и рядом со скамейками, и просто вдоль проезжей части. Удобно.

Удобно — это вообще одно из главных впечатлений от города. Повсюду — и в центре, и на окраинах — висят указатели на трех языках: русском, татарском и английском. В популярных туристических местах нет проблем с тем, чтобы найти туалет. Всюду можно расплатиться картой. Даже девушка, стоящая за маленьким прилавком с сувенирами, принимала кредитки.

Город котов

Коты захватили город

Кстати, о сувенирах. Их ни с какими другими не перепутаешь. Один из главных — Казанский Кот. Если верить преданиям, некогда в Казани была особая порода «бойцовых» котов-мышеловов. В середине XVIII века вести о них достигли императорского двора. По высочайшему указу императрицы Елизаветы Петровны тридцать казанских котов были доставлены в Санкт-Петербург для «ловления мышей», расплодившихся в недостроенном Зимнем дворце. За «необъявление» котов их хозяевам грозил штраф. Определенные на государеву службу и особое довольствие животные справились со своей задачей и прижились в Зимнем.

С тех пор своими котами Казань гордится. Они повсюду: статуэтки и плюшевые игрушки в витринах, усатые морды на вывесках. Здесь даже есть памятник — толстый кот под балдахином. Находится он на пешеходной улице Баумана и неизменно привлекает толпы туристов. Я проходила мимо него два раза и оба раза видела очередь из желающих сфотографироваться с усатым.

Еще один узнаваемый символ Казани — крылатый дракон Зилант. Сейчас, по легенде, это существо живет в озере Кабан. Никто, разумеется, его там не видел, но поглазеть на Зиланта можно в других местах. Он украшает флаг города, его фигура стоит на выходе из метро рядом с Казанским кремлем и у Центра семьи «Казан». Мало кто из туристов покидает город, не купив на память магнит или кружку с Зилантом. К слову, продаются они повсюду: на улице, в музее, в метро, на остановках. Опять же удобно.

Что еще запомнилось? Грамотная подсветка города в темное время суток — все основные достопримечательности на виду. Возможность оценить панораму с колеса обозрения или со смотровой площадки. Благоустроенная набережная с велосипедными дорожками, фонтанами, каруселями и кафе. По вечерам здесь всегда людно. Можно неспешно прогуляться вдоль реки или, присев на лавочку, которых тут очень много, любоваться противоположным берегом. Сидишь себе, глазеешь, сок пьешь. Хорошо. Думаешь: неужто и у нас когда-нибудь такое будет? И набережная с фонтанами, и чистые улицы, и сувениры на каждом углу. Безусловно, для этого нужны средства, и немалые. Но едва ли не важнее забота об удобстве горожан и туристов. Без нее уж точно ничего не получится.

Фото Ольги Лихановой