Пятница, 10 января 2025

Перемен! Мы ждём перемен!

Станет ли Окуловка оpen air русского рока

По большому счёту, началось всё с памятника — с бронзовой фигуры Виктора Цоя на мотоцикле, которую установили два года назад у железнодорожного вокзала в Окуловке. Прижились скульптура и мысль о том, что маленький городок в новгородской глубинке может стать одним из центров российского рока. Было бы желание.

По имени Солнце

Желание появилось у предпринимателя из Северной столицы Игоря СИЛИВЁРСТОВА, для которого Окуловка — малая родина. Во всяком случае, это ему принадлежит идея организовать на местном аэродроме рок-фестиваль «КИНОпробы». Вход на него сделали свободным.

Приближался юбилей легенды русского рока, но, как Игорь выяснил у людей, серьёзно занимающихся шоу-бизнесом в стране, никакого масштабного проекта к дате запланировано не было. 55-летие музыканта отпраздновали бы скромно. Но в информационном поле бабахнула Окуловка, куда 21 июня, в день рождения Цоя, прибыли группы «Чайф», «Алиса», «Пилот», «Кукрыниксы», «Бригадный подряд» и другие.

Подготовка к опен-эйр длилась три месяца. Монтирование сцены и прочих вспомогательных конструкций заняло пять дней. К организации была привлечена почти тысяча человек. Команда состояла из питерцев, москвичей, новгородцев и, конечно, местных. На них, например, была возложена забота выравнивать асфальтовым катком глиняные гребни на дороге, чтобы в них не увязали автомобили гостей и персонала фестиваля. Туда-сюда он ездил, кстати, постоянно.

За телевизионную картинку, которую транслировали в прямом эфире в Интернете, отвечал режиссёр из Санкт-Петербурга Борис ДЕДЕНЁВ, сотрудничавший с такими каналами, как «Россия», «5-й канал», «Культура». Он инструктировал новгородских операторов, как нужно снимать, чтобы довести практически без перерывов четырёхчасовое шоу до творческого эпилога, при этом остаться уравновешенными и морально живыми.

— Фестивали — это определённый риск, траты. Они — как рестораны. Пока не понятно, покатит или не покатит. Но приглашение таких звёзд не может не отразиться на нём, — рассказывал он, когда шла установка телевизионного оборудования.

А вторым моментом удачного концерта на свежем воздухе он назвал хорошую погоду. Логично. Но в этот день с ней явно не везло — порывистый ветер, периодически покрапывающий дождь. Хотя разве они помеха настоящему фанату рока?

Здравствуй, последний герой!

«КИНОпробы» ещё не начались, а уже хотелось сравнить их с тверским «Нашествием». А вдруг и у нас получится когда-нибудь провести такое же мощное и масштабное мероприятие на 200 тысяч зрителей. Или всё-таки это авантюра?

— Нисколько, — говорил мне москвич, продюсер «Нашествия-2016» Юрий ДОНЦОВ, которому доверили техническую организацию первого окуловского рок-форума (чтобы можно было вычислить его в любой точке площадки фестиваля, Юрий надел оранжевую шапочку). — «Нашествию» уже 18 лет, и оно тоже не сразу строилось. Здесь собрано 12 подрядных организаций из 6 городов России, специализирующихся на проведении летних фестивалей. Одни обеспечивают электроэнергию, другие — свет, третьи — звук. Моя цель их, образно выражаясь, поженить. Чтобы они работали как одно целое. Всё идёт в штатном режиме.

По его расчётам, фестиваль должно было посетить не менее 10 тыс. человек. Но, согласно поступившей на следующий день информации из УМВД по Новгородской области, на концерт прибыло около 6,5 тыс. зрителей. Впрочем, и эта цифра тоже внушительная, особенно если учесть, что в некоторых районах региона численность народа меньше, чем оказавшихся на фестивале.

Пожалуй, самыми часто упоминаемыми словами в разговоре с людьми, связанными с концертом, стали «дорога», «проба-тест» и «энтузиазм». И всё же. Даже если для зрителя мероприятие было бесплатным, это же не значит, что оно не потребовало финансирования. Взять хотя бы шатры-гримёрки, они ведь тоже денег стоят. А аренда сцены, оборудования? Помогли партнёры, пояснил Силивёрстов. Но конкретную цену такого рок-н-ролльного удовольствия не назвал.

— Этот фестиваль — с прицелом на будущее. Аэродром станет площадкой ежегодных концертов, и тогда траты окупятся. Необходимо понять, умеем мы это делать или нет. А как проверить? Этому в институтах и колледжах не учат. Нужно пройти путь начиная от лопаты до микрофона на сцене, — сообщил он. — Делается это не ради групп «Алиса», «Чайф» и даже не ради памяти Виктора Цоя, а для людей, чтобы они почувствовали, что здесь, в Окуловке Новгородской области, могут проходить подобные события.

Рок-н-ролл этой ночи

Между тем еще до открытия фестиваля в Интернете развернулась полемика: зачем именно накануне 22 июня, Дня памяти и скорби, в Окуловке нужен шумный опен-эйр? Да и после него замечаний хватало. Обратили внимание на то, что в какой-то момент со звуком у группы «КняZz» начались серьёзные проблемы. После концерта публике перед дальней дорогой хотелось перекусить, но лавки с едой стали быстро закрываться. А уж дорожное покрытие — особенно на пятнадцати километрах от поворота с федеральной трассы у Крестец до строительной площадки М11 — многие вспоминали недобрым словом. Кстати, ночью вереница из автомобилей выстроилась от Окуловки до того самого поворота. И некоторым не везло — на узкой обочине меняли колёса.
Безусловно, надежда на то, что, когда строительство М11 будет завершено, приведут в порядок и местную дорогу, есть. Путь до Окуловки станет намного приятнее и легче. Организаторы «КИНОпроб» в этом не сомневаются. Следующим летом они собираются провести фестиваль «Solstice» — «солнцестояние». Название предпочли английское с расчётом на то, что он получит международный статус. Определена его дата — 23–24 июня. Но вход будет уже платным.

«Всему своё время»

Что касается лидеров известных музыкальных групп, то одни к себе на пушечный выстрел журналистов не подпускали. Так, Константин Кинчев запретил видео- и фотосъёмку. К публике вышел со словом: «Здрасьте». Но когда дедушке российского рока полетел от поклонников фанатский шарфик «Алисы», сразу же надел его себе на шею.

Но не все знаменитости отказывали в интервью.

— Как доехали, Владимир Владимирович? — поинтересовались у ШАХРИНА, лидера группы «Чайф».

— Хреновато. От Питера на машине четыре часа добирались, а до этого ещё был перелёт на самолете. Нас всё время мучил вопрос: почему здесь, в Окуловке?

— А есть ли перспективы у окуловского фестиваля? – сразу в лоб.

— Да любой опен-эйр всегда зависит от погоды, — немного растягивая слова, ответил он. — Но когда фестиваль становится культовым, когда ему уже больше 15 лет, тогда от неё уже ничего не зависит. Люди приедут всё равно. Поэтому надо потерпеть...

Фото Владимира Малыгина