Вторник, 16 июля 2024

Представлен модельный ряд,

или Горизонт планирования образовательного процесса

Как уже сообщали «НВ» («Вижу ориентир» в номере за 28 июня), в новгородском филиале Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС) состоялась стратегическая сессия: «Перспективы развития системы образования Новгородской области».

Тема — общая, но, судя по списку приглашенных, а это в основном представители учреждений профобразования, сессия и затевалась ради этого звена учебного процесса.

Врио губернатора Новгородской области Андрей НИКИТИН в начале встречи заметил, что в последние годы все больше увеличивается разрыв между ведущими вузами страны и региональными, которые теряют бюджетные места и престиж:

— Важно понять, каковы позиции учреждений высшей школы региона, определить сильные и слабые стороны. Поставить первоочередные задачи, чтобы наши вузы не уступали столичным по уровню развития и подготовки студентов.

Модератор Павел ЧЕРНЫХ сообщил собравшимся, что предложения участников сессии будут затем несколько месяцев анализироваться группой ведущих экспертов РАНХиГС для выработки модели развития учебной отрасли Новгородчины с горизонтом планирования в 3, 5, 10 лет.

По мнению члена Совета Федерации РФ Алексея КОСТЮКОВА, новгородскому профобразованию не хватает оперативности реагирования на кадровые запросы бизнес-сообщества, уникальных направлений подготовки, например, по реставрации, и стыковки учебных программ средних специальных учебных заведений и вузов, то есть по отдельным специальностям у ребят есть возможность обучаться в колледжах, но нет возможности получить по этому же профилю высшее образование.

А советник врио губернатора Николай НОВИЧКОВ призвал учреждения решить для себя, какая университетская модель им ближе: вуз, который просто образовательные функции выполняет, то есть готовит молодых специалистов; либо делает упор на научно-исследовательскую работу; или, помимо учебной и исследовательской программы, сам создает некий востребованный на рынке продукт. Например, МГИМО, чьи выпускники автоматически подпадают под определение «элита общества», что гарантирует им хорошие должности и возможность карьерного роста.

Правда, судя по докладам участников сессии, которые в массе своей свелись к общим словам о концепции развития учреждений, без детального анализа сегодняшней ситуации, педагоги оказались не совсем готовы к серьезному разговору.


Комментарии

Елена ЛУКОВИЦКАЯ, кандидат психологических наук, доцент НовГУ:

— Если ставится задача разработать предложения по улучшению всей системы образования, которая включает разные уровни — от дошкольного до постдипломного, то целесообразно и анализировать их по отдельности, с привлечением к оценке не только руководителей организаций, но и педагогов-практиков.

Различных концепций и программ развития разрабатывается немало, однако некоторые принимаются без учета последних международных исследований. Ученые сходятся в том, что современных детей нужно учить работать в команде, мыслить творчески и критично. Я по своим студентам вижу, что далеко не все способны в огромном информационном потоке найти нужное и, главное, оценить информацию — провести ее анализ и сравнение. И к сожалению, все больше молодых ребят, мыслящих стереотипами, а это напрямую связано со школьным образованием.

Если вы спросите новгородских преподавателей, учителей о том, какие навыки и компетенции необходимы детям, то услышите разные варианты. То есть пока педагогическое сообщество даже в этом принципиальном вопросе не пришло к единому мнению. А ведь концептуальные документы должны именно от таких базовых вещей отталкиваться...

 

Игорь БУХАРОВ, президент Федерации рестораторов и отельеров России:

— Поприсутствовал на сессии и еще раз убедился в том, что образование не очень-то и хочет перемен. Часто от учреждений профобразования слышу жалобы на то, что предприятия и фирмы не желают участвовать в процессе подготовки кадров. А почему, собственно, бизнес должен это делать? Мы платим налоги в госказну, а техникумы, колледжи и вузы бюджетные средства тратят на образовательный процесс. Все честно. И я как работодатель имею полное право требовать хорошо подготовленных молодых специалистов. Но не всегда их получаю. Именно по этой причине и был вынужден собственный учебный центр открыть, где по шести рабочим ресторанным направлениям наставники готовят кадры. Уходит на обучение всего два месяца, после которых ребята самостоятельно выходят в зал и успешно трудятся. Не могу никак взять в толк, почему учебный центр за короткий срок готовит нужных специалистов, а государственные учреждения профобразования делают это дольше и хуже? А когда мы предлагаем свою помощь в реорганизации учебного процесса и, собственно, в подготовке студентов, учебные учреждения от нее отказываются, так как не хотят делиться бюджетными ресурсами.