Пятница, 10 января 2025

Второе пришествие

Новгородский районный суд добавил бывшему заму областного СУ СКР 1 год 10 месяцев колонии общего режима

Евгений Ридзель уже был осужден в декабре прошлого года — за мошенничество в крупном размере, совершенное с использованием служебного положения.

Тогда ему вменялось в вину получение 800 тысяч рублей от Новгородского дорожно-ремонтного предприятия за помощь в получении лицензии на увеличение площади разрабатываемого участка месторождения Курская гора.

Месторождение — это, конечно, звучит. Хотя говорят, все познается в сравнении. Как-то (накануне приговора Ридзелю) общался я с журналистами на одном межрегиональном мероприятии. Коллеги из тех далеких земель, которыми приросла Россия, рассказывали про беспредел с полезными ископаемыми, мол, одни крышуют, а другие воруют. «Да и у нас пытаются снять криминальную маржу с этих самых недр», — поделился я. «А у вас что, тоже есть золото?» — спросили меня. «Да нет, — говорю, — песок». Посмеялись сибиряки.

Новгородские журналисты могли иронизировать, смущаясь простотой схемы Ридзеля: деньги взял — услуги не оказал. Понятно, что лицензии выдают не в следственных органах. Но раз брался «пособить», стало быть, имел выходы? Не новичок, при должности, с профессиональным знанием нюансов УК. И такое кидалово. Странно это, что ли...

Но иных фигурантов в деле бывшего зама следкома (на момент следствия и суда он уже был на пенсии) не появилось. Но пришлось кое-кому дать показания. Выразить свое недоумение, отречься от Ридзеля и дел его. Да и всё. Приговор — 3 года 10 месяцев с отбыванием наказания в колонии общего режима.

Мало будет

Теперь же Евгению Ридзелю инкриминировалось покушение на посредничество во взяточничестве. Причем покушался он примерно в то же время, когда и мошенничал. Весна 2014 года, апрель месяц. И что характерно, ключевой свидетель по этому второму делу — все из той же истории № 1. Зовут его Михаилом Фроловым.

Это от него поступило деловое предложение Ридзелю посодействовать в продвижении лицензионных процедур. Ну, тормозили чего-то чиновники этот вопрос. Ясно же, что надо с другого боку зайти. Кто же знал, что оно все боком и выйдет?

Так вот, что касается дела № 2, то, по версии следствия, на днях подтвержденной приговором суда, тут Ридзель самовыдвинулся в посредники к Фролову. Последний мечтал оптимизировать расходы в связи с оплатой штрафов за перегруз при доставке нерудных материалов. Иными словами, грузить в кузов хотелось с горкой, но так, чтобы никто сверху штрафа не подсыпал.

Ридзель нашел экс-инспектора ГИБДД, способного вывести на «компетентных людей» в аппарате отдела по Великому Новгороду. Немного шпионской романтики: разговоры по поводу сделки в салоне автомобиля. На Воскресенском бульваре, кстати, дело было. Еще не так давно на этой улице размещалось СУ СКР.

От Ф. деньги (180 тысяч рублей — по 15 тысяч с машины в месяц) поступили к Р. , а от него — к некоему К. Инспектору то есть. И уже этот контактный человек отправился «задабривать» ГИБДД. Однако там его ждал неприятный сюрприз. Гонца выставили вон.

На этом «инцидент» мог бы быть исчерпан. Одна проблема: Ридзель как-то упустил из виду, что находится в разработке.

— Оперативникам было известно о договоренностях между предпринимателем и Евгением Ридзелем, — поясняет Алексей ДЕМИН, прокурор уголовно-судебного отдела прокуратуры Новгородской области. — В дальнейшем перевозчик был допрошен, он оформил явку с повинной, признав свое участие в передаче денежных средств в качестве платы за беспрепятственный проезд по Великому Новгороду и области большегрузных автомобилей.

Так получилось «преступление коррупционной направленности, не доведенное до конца по причинам, независящим от лица, совершавшего данное преступление».

Казалось бы, в этот раз Ридзель не взял ни рубля. Себе самому, в смысле. Вот только с точки зрения обвинения потому он ничего не взял, что рассчитывал в будущем на процент от чужого бизнеса. По оперативной информации, была такая договоренность.

Да, ваша честь!

Подсудимый очень часто произносил эту фразу. Дело рассматривалось в особом порядке. Это значит, что обвиняемый признает свою виновность — суду не нужно ее устанавливать. Нужно, соизмерив тяжесть содеянного, вынести законное решение. Заметим, что при особом порядке «потолок» на треть ниже максимальной санкции, прописанной в соответствующей статье УК.

Обвинение поддерживал заместитель прокурора области Сергей СТОЛЯРОВ, заявив, что по совокупности совершенных преступлений справедливой мерой наказания будет лишение свободы на 5 лет 8 месяцев при штрафе в 10-кратном размере от суммы взятки, а также — лишение права занимать определенные должности в течение четырех лет. Суд лишь уменьшил эти четыре года до трех. Зачтены два года, которые Евгений Ридзель провел в следственном изоляторе.

К слову, из характеристик на подсудимого, приобщенных к делу, самой короткой оказалась та, что из СИЗО: «...нарушений не имел».

Защита Ридзеля надеялась склонить в его пользу чашу весов правосудия, приводя примеры прежних заслуг. Он не единожды был поощрен за примерную службу. Он по-прежнему, как может, участвует в воспитании своих несовершеннолетних детей. Правда, может — только эсэмэсками.

Адвокат просил суд учесть, что хотя (дословно) «поступок — отвратительный, человек — положительный».

Рассмотрение дела в особом порядке, не предусматривающее состязательности, безусловно, оставляет вопросы. Не зная во всех подробностях, что это было, по крайней мере, знаем, что за это будет.