Четверг, 09 мая 2024

Разорённая память,

Поисковик Светлана Орлова предлагает восстановить захоронение генерала Алексеева

или Пять орденов генерала Венедикта Алексеева

Совместный проект «НВ» и Новгородского музея-заповедника «Новгородский некрополь»

У батецкой деревни Воронино отряды экспедиции «Долина» — «Гвардия» и «Шкраб» — проводили поисковую разведку. В августе 1941 года здесь попали в засаду отходящие с Лужского рубежа разрозненные подразделения 1-й Ленинградской (Кировской) дивизии народного ополчения. Немецкий десант встретил их пулеметами с деревенских чердаков. За три коротких полевых выхода у населенного пункта поисковики обнаружили останки 43 погибших добровольцев, имена двоих удалось установить по личным медальонам. Всех перезахоронили на местном воинском мемориале. Тогда, видимо, из-за возникшего особого доверия местные привели поисковиков к еще одной могиле.

От Воронино на северо-запад идет широкая проселочная дорога к бывшей деревне Нива. Сейчас это урочище. А до 1953 года — село Самокража. Крупный, богатый, с древнейшей историей населенный пункт упоминается еще в писцовых книгах Водской пятины Новгородской земли начала XVI века. Славилось село величественной церковью Святой Троицы, построенной в 1747 году. У храма был традиционный погост. Сегодня ничего этого нет. Сорный лес и заросли орешника скрывают последние следы могил и церковный фундамент. Среди этого бурелома поисковикам и показали кем-то разрушенный надгробный памятник из шведского черного гранита.

Высотою почти 3 метра, он был обрушен и расколот на три части. Срединная, с именами захороненных, вросла в землю. Рядом находилась разоренная могила, выложенная по периметру булыжным камнем. В стороне — земляной отвал, оставленный искателями «сокровищ». На поверхности — несколько костяных останков, судя по размерам, скорее всего — женских. Надпись на памятнике гласила, что в этой могиле были захоронены генерал-майор Венедикт Иванович Алексеев (7 марта 1832—25 июля 1885) и его жена Варвара Владимировна (13 ноября 1836—6 октября 1885). О печальной находке сообщили местным властям: далее судьбу разоренного захоронения должны решать они и закон. А поисковики начали свое историческое исследование.

Из открытых источников стало известно, что Венедикт Иванович — из старинного дворянского рода Алексеевых, имевшего отдельную новгородскую ветвь. Дворянину Федору Осиповичу Алексееву «Русиновичу», служившему в Белеве, в 1526 году царем были пожалованы поместья на новгородской земле. Этот род Алексеевых внесен в пятую часть родословных книг Московской и Новгородской губерний.

Венедикт Алексеев закончил 2-й кадетский Императора Петра Великого корпус в Москве и единственный из выпускников 1849 года был отмечен. В службу вступил прапорщиком в полевую артиллерию. Во время Восточной (в российской историографии — Крымской) войны участвовал в сильной перестрелке 8 апреля 1855 года против английского пароходо-фрегата на финском побережье. По окончании военных действий переведен в лейб-гвардии 2-ю артиллерийскую бригаду. В 1864 году выпустился из Михайловской артиллерийской академии. В 1871 году получил в командование 37-ю артиллерийскую бригаду. Через 4 года произведен в генерал-майоры, а по возвращении из похода в Турцию (1877—1878 гг.) назначен начальником артиллерии 1-го армейского корпуса, дислоцированного в том числе и в Новгородской губернии. Будучи в этой должности, проявил себя замечательным военным педагогом. Так, Алексеев предписывал по окончании стрельбы подводить батареи в полном составе к целям, чтобы люди могли убедиться в степени успешности их поражения. Таким образом он добивался, чтобы в основу обучения был положен принцип сознательного отношения обучающихся к тому, что они делают и чего от них требуют.

За время воинской службы Алексеев стал кавалером трех орденов Российской империи: Святого Станислава 1-й степени, Святой Анны 1-й степени и Святого Владимира 2-й степени; двух иностранных: прусского ордена Красного орла 2-й степени и австрийского — Железной короны 2-й степени. Умер Венедикт Иванович в Старой Руссе. Все газеты Санкт-Петербурга разместили по случаю его кончины отдельные некрологи.

Поисковики «Долины» предлагают провести эксгумацию останков Алексеевых у разоренной «кладоискателями» могилы и перезахоронить их с восстановлением памятника у деревни Погост-Сабльё, в 4 километрах от прежнего захоронения. На небольшом, но ухоженном сельском кладбище, у стен действующего храма Успения Пресвятой Богородицы помимо местных жителей похоронен и Михаил Петрович Тироль — капитан 1-го ранга, георгиевский кавалер, участник отражения от Петропавловска англо-французской эскадры в 1854 году, командир кругосветного плавания на парусном фрегате «Аврора». Инициативу поисковиков поддерживают районные власти.

Владимир МАЛЫГИН (фото)