Пятница, 10 января 2025

Дом попал в аварию,

Новосёлы в доме на Транзитной опять ищут ответ на квартирный вопрос

или Как построенная шесть лет назад трёхэтажка сумела дожить до уголовного дела

Про проблемную трехэтажку № 26 на улице Транзитной в Боровичах читатели уже наверняка забыли, но в июле она вновь напомнила о себе. Чем возмущаются жильцы? Да всё тем же, что и в 2015 году, когда ситуация с домом была на слуху.

Тогда отключим газ!

Жильцы тогда на что только не жаловались: вода в подвале, вечное болото во дворе, незакрывающиеся межкомнатные двери и стеклопакеты, текущая канализация... Хотя дом сдали в строй относительно недавно — в 2011 году. Когда по дороге мимо него проезжают машины, все 20 квартир с их обитателями ощутимо трясет.

Закончилось всё тем, что районные власти с помощью специалистов из НовГУ провели экспертизу состояния трёхэтажки. Она показала, что дом — не аварийный, но нуждается в капитальном ремонте.

Провести его за счет горе-застройщика оказалось невозможно — в 2015 году компания «Новый город» обанкротилась. Поэтому чиновники составили план ремонтных работ и принялись за его исполнение. Делали они это так быстро, что жильцы не выдержали и решили их поторопить. В начале июня 2017-го они написали письма сразу в несколько редакций о том, что в доме № 26 нет газа и горячей воды.

От голубого топлива дом отключили 2 июня сотрудники боровичского филиала АО «Газпром газораспределение Великий Новгород». Причина — неправильные вентиляционные каналы. Они из горючего пластика и не обеспечивают нужную тягу.

Поскольку нагревательные котлы в доме работают на газе, то жильцы не могут принять ни душ, ни ванну. Готовят на электрических плитах, с тревогой наблюдая, как быстро мотает электрический счетчик. Хотя какая там тревога... Люди в отчаянии. Говорят, что до переезда на Транзитную в своих бараках им жилось лучше.

Есть дело

Вслед за журналистами подключились прокуратура и Следственный комитет. И первые ответы у них уже есть. Боровичский межрайонный следственный отдел возбудил уголовное дело по статье «Превышение должностных полномочий». Сразу скажем, что ни подозреваемых, ни тем более обвиняемых в уголовном деле нет. Временно. Предполагается, что следствие поможет закрыть этот пробел.

То ли подвал, то ли бассейн

Но версия у следователей уже есть. Как считают в отделе, районные чиновники знали, что строительство дома на Транзитной велось с «многочисленными существенными дефектами и грубыми нарушениями строительных норм и правил, что в дальнейшем может поставить под угрозу безопасность проживающих в доме граждан». Но, несмотря на это, выдали разрешение на ввод трехэтажки в эксплуатацию. Ориентировочный ущерб бюджету — около 2 млн. рублей.

А поводом для уголовного дела стали результаты проверки, которую провел следственный отдел, откликнувшись на сообщение о проблемах дома № 26 в СМИ. Но журналисты поднимают эту тему не впервые. Только в «НВ» два года назад вышло несколько публикаций. Что мешало возбудить дело раньше?

Виновных наказать!

Боровичская межрайонная прокуратура тоже провела свою проверку в доме на Транзитной. Уже не первую. Новая ревизия показала, что ещё в мае прошлого года районные власти заказали специализированную оценку состояния вентиляционных каналов. Выводы — каналы заменить, воздуховоды увеличить.

— Однако до сих пор администрация района не приняла мер для устранения нарушений, — рассказал боровичский межрайонный прокурор Константин ПЕШКО. — Аукцион на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации для проведения капитального ремонта системы вентиляции провели лишь в июне этого года! Подрядчик определён.

Чиновников сейчас торопят не только жильцы и прокуратура, но и предстоящий отопительный сезон. Если в администрации будут действовать с той же скоростью, то обитатели злополучного дома могут встретить осень с холодными радиаторами, так как отопительная система завязана на газовые котлы.

В общем, надзорное ведомство подготовило представление в адрес главы района Игоря Швагирева, в котором указало на недостаточность принимаемых чиновниками мер и потребовало наказать виновных. В муниципалитете его пока не рассмотрели.

Сделали под козырёк

Кое-что из намеченного в плане районная администрация всё-таки сделала. В подъездах установили обогреватели, сделали лестницы на чердак, провели работы по усилению козырьков и дренажу в подвале.

Кстати, как он работает, нам показал один из жильцов дома № 26 Евгений УСТИМЕНКО. Состоит эта система из воткнутой в землю трубы, по которой тоненькой струйкой сочится вода, — при этом в подвале её почти по колено. То есть дренаж как бы есть, но его как бы и нет.

Промедление привело и к другим проблемам. Жильцы квартир теперь не соглашаются на капитальный ремонт дома и не хотят пускать представителей подрядчика в свои жилища. Люди уверены, что их дом уже стал аварийным, и хотят расселения по-новому. После появления уголовного дела, в рамках которого пройдет новая экспертиза состояния дома, надежда на переезд у жильцов только укрепилась. Несмотря на то, что ранее они уже обращались в суд с иском о признании дома аварийным и потерпели поражение. Дважды. Апелляционная инстанция повторила выводы экспертов из НовГУ — конструктивные элементы дома в порядке, нужен капитальный ремонт.

Есть разногласия между чиновниками и жильцами и по финансированию ремонтных работ. Поскольку застройщик стал банкротом, часть работ должна быть выполнена за счет областного Фонда капитального ремонта многоквартирных домов (укрепление стропил, утепление кровли), а часть — за счет кошелька собственников квартир. Речь о ремонте общедомового имущества, которое не входит в программу капремонта МКД. Например, дренаж и вентиляция.

Но! Как разъяснил Алексей ДОРОФЕЕВ, начальник отдела по ЖКХ и благоустройству Боровичского района, сейчас эти работы будут выполнены за счет муниципального бюджета, потому что часть квартир в доме — муниципальные. Те жильцы, кто успел приватизировать жилплощадь, должны вернуть потраченные на них деньги в районную казну. Если откажутся, чиновники будут вынуждены обратиться с иском в суд о принудительном взыскании.

— Иначе наши расходы на установку дренажа и замену вентиляции будут являться нецелевым расходованием средств бюджета, — пояснил Дорофеев.

Трудное наследство

В районной администрации настроены решительно. Особенно после прокурорского представления. Алексей Дорофеев говорит, что он со своими специалистами регулярно бывает в трёхэтажке. Договариваются, убеждают жильцов впустить специалистов в свои квартиры. Переговоры идут трудно. Если всё-таки осенью дом останется без горячих батарей, закон обязывает власти предоставить жильцам маневренное жилье. Скорее всего, это будут комнаты в общежитии.

Любопытно еще вот что. Соседний, 24-й дом на Транзитной, где жилье предоставляли детдомовцам, в новом витке истории с ремонтом не участвует. Его тоже построил «Новый город», и он — вместе с 26-м — значится в плане ремонта. Здесь, к примеру, нужно привести в порядок фасад — здание дало усадку, и сайдинг пошел гармошкой. Этим складкам столько же, сколько и плану по их устранению, — два года. Но обещанного известно, сколько ждут. Евгений Устименко говорит, что жильцы в 24-м не такие активные, как в 26-м, вот и помалкивают.

Кстати, в доме № 24 вентканалы тоже из горючего пластика. Но газ в квартирах не отключили. Пока?

Владимир МАЛЫГИН (фото)

Почему новое жильё зачастую похоже на ветхое?

Случаев, когда новые дома для переселенцев из ветхого и аварийного жилья очень скоро становятся похожи на прежнее обиталище новосёлов, в Новгородской области хватает. По статистике прокуратуры области, только в 2016–2017 годах надзорное ведомство и районные прокуратуры получили более 20 обращений от жителей муниципалитетов по поводу качества новеньких квартир. По итогам их рассмотрения прокуроры направили 10 представлений местным властям с рекомендацией устранить дефекты и наказать виновных.

Такие случаи отмечены в Боровичском, Валдайском, Волотовском, Демянском, Новгородском, Маловишерском, Солецком, Старорусском и Шимском районах. Чаще всего поводом для претензий являлось качество вентиляции, из-за которой в квартирах при повышенной влажности появилась плесень на стенах и окнах. А например, в одном случае строители вывели вентканал на чердак, который быстро превратился в парник.

Почему чиновники раз за разом наступают на одни и те же грабли, не жалея ни переселенцев из аварийного жилья, ни бюджетных средств, потраченных на покупку или строительство квартир для них?

Ирина МУРАВЬЕВА, старший прокурор отдела по надзору за соблюдением федерального законодательства прокуратуры Новгородской области:

— Причин тут множество. Одной из основных нужно считать пробелы в законодательстве. Например, Градостроительный кодекс не предусматривает контроль со стороны муниципалитета за работой подрядчика при возведении жилых домов, если в них не более трёх этажей. А в основном дома, построенные по программе переселения из ветхого и аварийного жилья, и имеют такую этажность.

Застройщик сам проводит экспертизу проектной документации, получает заключения о строительной, пожарной, санитарно-эпидемиологической безопасности и передает пакет этих документов в администрацию города или района. Если в бумагах всё в порядке, власти выпускают распоряжение о вводе дома в строй. То есть ответственность за качество жилья несет сам застройщик.

В 2015 году в Градостроительный кодекс были внесены изменения, и с тех пор власти получили право требовать у застройщика экспертизу проектной документации на дом, если для его возведения используются бюджетные средства. Но по-прежнему это касается только домов, имеющих не более трёх этажей.