Вторник, 16 июля 2024

Ложка мёда

Лидия Смирнова: «Санкции переживём»

Пчеловодство сладкой жизни не обещает

В самом названии деревни Липье (Маревский район) уже есть что-то тягучее, медовое. Славилась она всегда своими яблоневыми садами, поэтому неудивительно, что её жители обустраивали пасеки. Пожалуй, самый известный здесь пчеловод — Лидия Ивановна СМИРНОВА. В округе её так и называют — «медовая бабушка». Более 40 лет она занимается этим непростым делом, которое предполагает не только тяжёлый физический труд, но и знание повадок пчёл, которых «чувствовать надо».

Больше всего, по словам Лидии Ивановны, они любят чистоту. Поэтому сейчас одна из её забот — как следует начистить рамки. Чтобы мне хоть что-то было понятно, бабушка ведёт меня в небольшой домик на своё рабочее место и демонстрирует те самые рамки, приготовленные к генеральной уборке. Нос щекочет запах прополиса. Пчелы им каждую мелкую щёлочку заделывают — вот от него-то и нужно избавиться.

— А ещё я воск топлю, чтобы вощину получить, — говорит Смирнова. Но я про этот процесс не расспрашиваю — мне эту науку так, с ходу, не освоить.

Пасека Лидии Смирновой тут же, рядом с домом, насчитывает она 20 ульев, но они, как сказала медовая бабушка, «несовремённые»: «Есть у меня и маленькие, чтобы было их ловчей убирать».

Многое в пчеловодстве от погоды зависит. Бывало, что за год она и два раза мёд выкачивала. Нынче — один, и слава богу. Потому что прошлым летом вообще мёда не было — подпортили дело дожди, оставившие пчёл без нектара. Помогают бабушке и дочка, и сын — живут они недалеко от родного дома.

— Мне интересно, когда пчёлки весной роятся. Поглядываю за ними в окошечко, а потом сыну звоню, чтобы он их собрал. И обязательно их нужно посадить в тот домик, из которого они вылетели. Иначе новосёлы и те, что там уже живут, заедят друг друга, — рассказывает она мне некоторые секреты. — Морозов пчёлки не боятся, зимуют они в домиках, главное, чтобы в них сквозняки не образовывались.

Любопытно, но сама медовая бабушка мёд не ест — аллергия. Снабжает лакомством многочисленных родственников, кое-что остаётся на продажу.

— Пишут, что надо развивать в области пчеловодство, — вывожу я разговор на более фундаментальную тему. А Лидия Смирнова рукой машет: «Это кому-то надо. Мёд потом сбывать где-то нужно. Мне тоже предлагали пчеловодством шире заняться. Но пусть его молодые развивают».

Пчёлы в семье Смирновых появились, когда супруг Лидии Ивановны серьёзно заболел — сердечником был. Вот доктор ему и посоветовал, чтобы дело по душе нашёл, тогда и болезни сами собой забудутся в трудах. В общем-то, такой нехитрый рецепт для продления жизни на пару десятилетий сработал...

Лидия Ивановна похоронила мужа 17 лет назад, но с пчёлами не рассталась — это ж часть её хозяйства. Известно, как потопаешь, так и полопаешь.

— Мы тут не сидим, в мобильные телефоны, в Интернет не смотрим. Шевелиться надо, тогда и санкции будут нипочём. Жалуются, мол, сыр, масло дорогие, а я отвечаю: да вы войну, голода не знаете. На одной картошке проживём. Мы — сталинские — к испытаниям привыкшие. Легче горе переживается, когда все один к одному, помогают друг другу. А сейчас такого у молодёжи не наблюдается, — высказалась Лидия Ивановна.
.

..На прощание она вынесла мне гостинец — баночку мёда. Вкус липьевской сласти отменный, настоящий, живой.

Фото Анны Мельниковой