Учителя, как и дети, должны сдавать экзамены
Все школы Великого Новгорода готовы к началу нового учебного года. Хотя, по словам председателя городского комитета образования Ирины ШАНАЕВОЙ, в некоторых общеобразовательных учреждениях ещё продолжаются ремонтные работы. Но к 1 сентября точно закончатся.
— Хлопот по материально-технической части, конечно, хватает. Однако учебные заведения нынче не только косметический ремонт сделали, все школы на замену окон получили средства по областной программе. Кроме того, из бюджета Великого Новгорода было выделено более 3 млн. рублей на ремонт кровли и системы отопления в отдельных общеобразовательных учреждениях и детских садах, — начинает разговор Ирина Львовна.
— А какова ситуация с наполняемостью классов?
— Всего в школах в 2017/18 году будет около 25 тысяч учащихся. В первый класс пойдут 2950 ребятишек. Это несколько больше, чем мы планировали. Дело в том, что в областной центр в последние годы много семей с других территорий переезжают. Кроме того, в городских учебных организациях обучаются и дети, проживающие в Новгородском районе. Но устроили мы всех первоклашек — школы набирали дополнительные классы. На сегодняшний день имеются еще места в средней школе № 16, что в Деревяницах, в остальных — первые классы полностью укомплектованы.
Что касается старшего звена, то в 10 классы пойдут 1242 человека, что на уровне прошлого учебного года.
— Среди родителей и педагогов не утихает спор по поводу микрорайонов обслуживания школ. И ранее комитет образования заявлял, что будет формировать общеобразовательным организациям зоны охвата, учитывая пожелания новгородцев...
— Мы собираем мнения. А они разные. Так, одна категория родителей убеждена, что нужно дать возможность детям ходить в любую городскую школу, то есть вообще не определять для заведений границы обслуживания. Другие полагают, особенно когда речь идет о начальном звене, что общеобразовательное учреждение должно находиться в шаговой доступности. Третьи предлагают установить один микрорайон обслуживания для нескольких школ — чтобы и право выбора семьям дать, и чтобы добираться учащимся было недалеко.
— Последние годы проблемой Торговой стороны была вторая смена в учебных учреждениях. В сентябре начинает работу новая школа № 36 в Ивушках на 1350 мест. Разгрузила ли она действующие общеобразовательные заведения?
— Вторая смена по-прежнему сохранится в двух школах Торговой стороны, №№ 14, 13 и в школе № 2 в центральной части города. Школа в Ивушках, конечно, несколько разгрузила общеобразовательные организации. Но ведь нужно понимать, что решение перейти в другое учебное заведение принимают сами дети и их родители, никого принудить мы не можем, да и не хотим. По нашим расчетам, на то, чтобы снять проблему учебы во вторую смену в школе № 13, потребуется четыре года. И это с учетом того, что в сентябре 2018-го должно открыться еще одно новое общеобразовательное учреждение — в Псковском микрорайоне.
— Строительство школ влечет за собой вопрос не только наполняемости классов, но еще и кадровый. Есть нехватка предметников?
— В связи с появлением новой школы произошло перераспределение учительского состава. Тем не менее к 1 сентября все общеобразовательные учреждения города укомплектовали штат.
Нынче на работу приняты порядка 80 человек — это и выпускники вузов, и специалисты производственной сферы, у которых нет педагогического образования, но они его получат, пройдя курсовую подготовку. Это и приглашенные из других регионов математики и физики, которым администрация Великого Новгорода готова предоставить служебное жилье.
А по поводу новостроек добавлю, что как вариант рассматривается перевод в школу в Псковском микрорайоне одного из действующих учебных учреждений со сформировавшимся коллективом детей и учителей, которое в дальнейшем будет прирастать и новыми учащимися, и педагогами.
— Недавно в прокуратуре прошла горячая линия по теме обеспечения детей учебниками. По-прежнему в школах родителей просят за свой счет покупать книги.
— Не буду отрицать — просим. Бюджетных средств хватает не на все. В этом учебном году на новый федеральный государственный образовательный стандарт переходят 10-е классы, и, следовательно, 1242 учащихся должны иметь полный комплект учебников, соответствующих ФГОС. Это же требование касается первых классов, а во многих школах их количество было увеличено из-за просьб родителей зачислить ребятишек именно в эти учреждения. И пятых классов. Если говорить конкретно о предметах, то в основном не хватает в библиотеках учебников на каждого учащегося по ИЗО, физкультуре, ОБЖ, музыке, технологии.
Кроме того, нас сильно подкосило исключение из федерального перечня одобренных и рекомендованных линеек учебников по математике авторского коллектива под руководством Наума Яковлевича Виленкина, ведь их долгое время использовали многие школы. По закону в течение пяти лет с момента приобретения учителя могут преподавать по этим изданиям, но затем педагогам все равно придется от них отказаться, а учебным заведениям — приобретать другие книги, включенные в перечень.
— Не так давно министр образования и науки РФ Ольга Васильева заявила о необходимости внедрения единого базового набора знаний по предметам по всей России. Это ли не возвращение к модели советской школы?
— Учебников по каждой школьной дисциплине в вышеупомянутом перечне несколько. Авторы — разные. И они в своем курсе изучение тем дают в разный период. Так, скажем, к концу начальной школы учащиеся всей страны должны пройти четко определенные для всех темы, и дети обладают этими знаниями. Однако распределение этих блоков внутри может отличаться: по одной авторской программе — во втором классе, по другой — в третьем.
Этот разнобой становится все большей проблемой в связи с нарастающими миграционными процессами в России: семьи переезжают, и иногда случается, что ребенок, придя в другую школу, не знает каких-то тем, или, напротив, уже проходил то, что его новые одноклассники еще не изучали.
И с этой точки зрения идея единого образовательного пространства вполне оправдана. Однако в этом случае возникает необходимость одного единственного учебника по предмету, как в советский период, чтобы не было никаких различий ни по темам, ни по времени ознакомления с ними. А вот с этим я как учитель-практик, пожалуй, не соглашусь. У педагога должно быть право выбора образовательной программы и учебников, должно быть пространство для творчества и экспериментов.
— Минобрнауки РФ распространило информацию, что осенью в пилотных регионах учителей математики, русского языка и литературы будут тестировать на знание ими своих предметов. Чиновники не доверяют специалистам?
— Доверяют, конечно. Но, ставя новые, сложные задачи перед педагогами, должны быть уверены, что профессиональное сообщество готово к их исполнению. Мы же хотим, чтобы выпускники школ успешно сдавали экзамены. А успех ребят напрямую зависит от мастерства преподавателей. Так почему бы и учителей периодически не проверять на знание дисциплин? Я, будучи школьным филологом и регулярно сама отвечая на вопросы тестовой части ЕГЭ по литературе, не всегда набирала максимум баллов. При этом считала, что ничего, если меня какие-то задания ставят в тупик, ведь моя задача в том, чтобы как можно лучше подготовить учащихся, а не себя саму. Но со временем изменила мнение. Педагог должен в совершенстве владеть предметом и постоянно учиться, дополняя деятельность новыми методиками, информацией, способами работы с детьми.
Возможностей повышать профессиональный уровень сейчас — масса: от очных курсов, причем не только в своем регионе, до дистанционного обучения. Все зависит от желания и заинтересованности учителей.
И если специалист уверен в себе, ему никакой министерский экзамен не страшен. Добавлю: в прошлом году новгородские математики уже проходили тестирование по предмету. Если нынче предложат вопросник по русскому языку, то, думаю, филологи будут не против испытать себя. Я так точно соглашусь пройти тестирование.