Четверг, 09 января 2025

В режиме «моно»

Старые корпуса завода ждут новое оборудование

Краснофарфорный поборется за статус территории опережающего экономического развития

В Краснофарфорном тихо и спокойно. Оживление возле школы-девятилетки — дети и учителя проводят спортивное мероприятие, и у отделения почты — очередь из пенсионеров ждёт, когда привезут пенсию. Трудоспособные жители, главным образом, на заработках в Чудове, а возможно, и в Северной столице. Единственное предприятие — завод по производству фарфора — здесь было закрыто ещё весной 2015 года. Обанкротилось.

Хрупкий бизнес

Посёлок Краснофарфорный — административный центр Грузинского сельского поселения — самый маленький из 319 моногородов в России. В нём проживают чуть более 1300 человек. И сейчас у него, как и у многих других населенных пунктов, возникших вокруг одного градообразующего предприятия, основная надежда на правительственную «Комплексную программу развития моногородов», сулящую многомиллионные рублёвые вливания и положение территории опережающего развития (ТОР). Этот статус даёт моногороду налоговые льготы и преференции, а населению — рабочие места. Администрация Грузинского сельского поселения заявку на получение статуса ТОР для Краснофарфорного отослала в Министерство экономического развития на этой неделе.

Глава поселения Игорь МАКСИМОВ не скрыл, что уцепился за федеральную программу, как утопающий за соломинку. Одним из условий участия в ней была защита концепции развития поселения в Московской школе управления Сколково. Приезжал он туда несколько раз. Последний — в команде инвесторов и руководителей администрации района. Признался, своё итоговое выступление репетировал долго.

Игорь Максимов с оптимизмом смотрит в светлое завтра поселения

— В комиссии были заместители министров, представители банков. И нужно было убедить, что наш проект имеет право на жизнь. Когда я приехал из Сколкова, многие первым делом спрашивали: «А денег дадут?». Но важнее, что поселение получило определённый статус, о нём вообще узнали. Сначала надо заработать имя, показать, что поселение что-то умеет, а потом уж требовать, — рассказывал мне Максимов.

По его словам, предыдущий владелец фарфорового завода бросил его в спешке. А новый хозяин объявляться не торопился. Игорь Максимов предположил, что недвижимость он приобретал лишь для того, чтобы закладывать её в банке для получения кредитов. И всё-таки главе поселения удалось разыскать хозяина-невидимку — не иначе как навыки, полученные Максимовым за четверть века работы в уголовном розыске, помогли ему выйти на след предпринимателя.

Убедил того, что фарфоровый бизнес может стать прибыльным. И вот в настоящее время московская компания «Канопус Альфа Киля» подготовила план по запуску завода. Будет приобретено новое оборудование, в том числе и печь для выпуска прессованной посуды, которое установят в корпусе завода, построенном ещё при советской власти. А в старом, постройки XIX века, ростовская фирма наладит производство фарфоровых изоляторов на опоры линий электропередачи. На первом предприятии будут востребованы около трёхсот работников, на втором — пятьдесят. Не план — мечта!

Кроме того, в ближайшей перспективе — открытие на базе Краснофарфорной школы детской студии по росписи фарфора под руководством чудовской художницы и предпринимательницы Риммы Синицкой, которая, кстати, тоже была в Сколкове. На факультативе дети смогут освоить старинное ремесло. А там, глядишь, в посёлке возродят и производство художественного фарфора.

Дизайн-проект для посёлка

Что думают по поводу этих грандиозных планов сами жители посёлка? Критиков, конечно, предостаточно. И настроение их понять можно: только за последние несколько лет завод раз пять менял собственника.

— Пытаемся изменить отношение людей. Всем, кто обращается в администрацию, объясняем ситуацию, — сообщила заместитель главы Светлана ЦВЕТКОВА. — В этом году в приоритетном порядке Краснофарфорный, единственный сельский населённый пункт в районе, смог получить средства по программе «Формирование комфортной городской среды». В её рамках была приведена в порядок территория одного из домов. Общая стоимость работ составила более 700 тысяч рублей. Более 300 тысяч рублей из бюджета поселения было выделено на асфальтирование проезда к этому дому. Сейчас ремонтируем сквер, в планах — открыть в следующем году фонтан. Его пообещали сделать спонсоры из Великого Новгорода. На ремонт Дома культуры по федеральной программе «Развитие села» поступит 29 миллионов рублей. Работы начнём с замены кровли.
Впрочем, глава поселения Максимов не только проекты составляет, но и делом старается доказать, что местная власть что-то может. Недавно мостик через пруд делали. Рассчитывал Игорь Алексеевич на свои силы — вооружился бензопилой и сварочным аппаратом. К ремонту присоединились неравнодушные граждане со своими силами и материалами. Вот и внебюджетные средства образовались.

Приезжайте в гости

Таким же образом в администрации собираются приступить к благоустройству парка в бывшем имении графа Алексея Аракчеева в Грузине. Как-никак в 2019 году могущественному сановнику Российской империи будут отмечать 250-летний юбилей. На субботник выйдут, как только опадёт листва с деревьев и можно будет увидеть структуру парка.

К слову, правительственная программа по развитию моногородов должна затронуть не только Краснофарфорный, но и располагающееся на другом берегу Волхова Грузино. Туда собираются активно привлекать туристов. По словам Максимова, появился инвестор, готовый построить в посёлке гостиничный комплекс в русском стиле. Сейчас идёт оформление земли под туристические нужды.

— О происхождении названия этого посёлка есть две легенды. Одна из них связана с историей пути из варяг в греки. В этом месте была организована большая перегрузочная база, товары шли на Тихвин, Новгород, Санкт-Петербург. От слова «грузить» и появилось название села. Но существует и другая — именно на холме у Волхова Андрей Первозванный водрузил свой крест. Данное событие тоже может объяснить происхождение топонима Грузино, — пояснил Игорь Алексеевич.

Сомнений в том, что сюда захотят приехать гости на отдых, у Игоря Максимова не возникает. Благодаря дачникам численность жителей в поселении летом увеличивается раза в три. При умном подходе туристам можно будет продемонстрировать, как раньше изготавливали фарфор — старое оборудование никуда не вывезено.

Но когда же то, о чём говорил глава Грузинского поселения в Сколкове, обретёт более или менее реальные черты? Чтобы были и производство, и туризм, и комфортная среда для жителей? «Приезжайте через год», — посоветовал он мне. Приглашением я обязательно воспользуюсь.

Для справки: в границах ТОР должен действовать особый режим ведения бизнеса. В частности, для его резидентов предполагается нулевая ставка по налогу на прибыль, отчисляемому в федеральную казну (будет применяться в течение пяти лет с момента получения первого дохода от работы на ТОР). Кроме того, резидентов могут освободить от уплаты налогов на землю и на имущество организаций, подлежащих зачислению как в областной бюджет, так и в местный. Правда, и к резидентам предъявляется ряд требований: за счёт них в моногороде должно появиться как минимум десять рабочих мест, минимальный объём капитальных вложений в проекты — не менее 2,5 млн. рублей.

Фото Владимира Малыгина