Четверг, 09 января 2025

Амба дамбе

По словам местных жителей, строили плотину пленные немцы

Жители Комарова просят восстановить им водохранилище

В середине июля любытинская деревенька Комарово попала в эпицентр наводнения и заодно в зону внимания журналистов. Два дома в ней серьёзно подтопило. Насыпь через трубопровод напрочь размыло, в результате поток воды разделил населённый пункт на две части. С места событий пошли репортажи, как люди переживают последствия дождей. И почти в каждом сообщалось, что одной из причин потопа стало переполненное водохранилище, которое якобы местные жители использовали как карповник. Прозвучала информация о некогда существовавшем здесь рыбном заводе. Хотя такового и в помине не было.

Чтобы справиться с природным бедствием, передавали СМИ, спасатели повернули заржавевшие винты плотины водоёма и открыли шандоры для сброса воды. Между тем, когда жизнь в деревеньке снова потекла по обычному, тихому руслу, до её населения стали доходить сведения, что принято решение о ликвидации плотины. И тогда дачник из Великого Новгорода Олег ЧЕРНЯЕВ, срочно собрав с десяток подписей жителей Комарова, 1 августа обратился с письмом в прокуратуру о необходимости сохранения данного гидротехнического сооружения. По его словам, следил за плотиной на общественных началах местный пенсионер. А серьёзно ремонтировалась она 18 лет назад, когда ещё Комарово было посёлком и там существовала своя администрация.

— Я хотел дело о сносе плотины предупредить. Надеялся, что назначат прокурорскую проверку, в ходе которой и будет оценено состояние элементов всей конструкции. Но 4 августа, рано утром, приехала техника: большой экскаватор, кран и машина для вывоза металла. Собрался народ, в основном женщины и дети, которые хотели узнать, на основании какой бумаги будет производиться демонтаж. Рабочие отступили, стали ждать своего начальника. Он приехал, сразу взял в руки лом и без объяснений начал крушить мостик, который никакого отношения к плотине не имел. Вёл себя агрессивно, я даже полицию вызвал, — рассказал Олег Черняев.

Поломали и забросили через 70 лет свои

Сцену, как лихо сдирались доски мостика, дачник заснял на телефон. Сюжет, как и фото о том, как разламывали дамбу, мне продемонстрировал. Только что толку, вода уже покинула резервуар, и теперь вместо живописного озера в Комарове на улице Победы имеется лягушатник, вокруг которого несколько метров грязи. Начальник, кстати, представился — уважаемый в общем-то в районе человек оказался, мужик неплохой, но, видимо, подневольный. Удалось с ним договориться, чтобы хотя бы не трогали бетонные опоры.

Впрочем, что гораздо важнее, водоём для жителей Комарова был не просто красивым уголком, местом отдыха, но и источником воды — не питьевой, конечно, а на технические нужды: постирать, огород полить, в бане помыться. Больше всех сокрушается, что до воды теперь с трудом можно добраться, труженица тыла в годы войны, 87-летняя Клавдия Ефимовна МИХАЙЛОВА. В этой деревне она живёт с 1942 года.

— Не виновата наша плотина. Во время наводнения три ручья по деревне бежало. Я живу недалеко от плотины, но к моему дому вода близко не подошла. Разбомбили-то плотину быстро, но прежде следовало с людьми посоветоваться. Как хорошо было, когда водичка рядом была. А сейчас как на болоте живём, — жалуется бабушка. — Теперь вода в пруду грязная, отстаиваем её в бочках.

Почти два десятилетия плотина была бесхозной. Вспомнили о ней, когда случился потоп

Однако в районной администрации считают, что снос плотины никак не ухудшил жизнь в Комарове. Свои действия оправдывают документом из областного правительства.

— Уровень воды в пруду упал на два метра. Например, владельцы пострадавших домов не хотели, чтобы эту плотину оставляли. К слову, на балансе она не стояла. А нескольким домам, которые располагаются возле пруда, надо мостки на другое место переставить, — сообщил мне первый заместитель главы района Сергей СИВЕЦ. — Жизнь людей и их имущество намного ценнее, чем возможность пройти три метра за водой.

Так-то оно так. Но почему же никто из районных чиновников не приехал в день демонтажа дамбы, чтобы поговорить с людьми, а ведь ситуация в Комарове была накалена до предела? Кто пытался отстоять дамбу, еще надеются, что её можно восстановить.

— Больших капиталовложений не потребуется. Нужно произвести засыпку промоин в дамбе, отремонтировать бетонные опоры с заделкой коррозийных трещин и щелей в блоках. В нижней части существующих закладных установить щиты из досок или бревен на высоту 60–70 см для подъема уровня воды в водоеме до средних значений. При этом будет происходить свободный перелив через щиты, что позволит уходить излишкам воды, — по пунктам перечислял мне план ремонта Олег Черняев. Уверял, что найдутся для этого и средства, и люди, только бы власть прислушалась к их инициативе. У пустоши жить никому не хочется.

Любытинский район

Фото автора, Олега ЧЕРНЯЕВА и с сайта lubitino.ru

НАША СПРАВКА

Село Комарово и сама плотина вписаны в историю не только района и области, но и всей страны. Ещё в XIX веке и вплоть до 30-х годов ХХ века по берегам реки открытым способом добывалась глина для Боровичского комбината огнеупоров. Так сформировалась чаша будущего водоёма.

В окрестностях Комарова были обнаружены залежи бурого угля и организована его добыча. На шахты были привлечены специалисты и рабочие со всей страны. Особенно актуальной добыча угля стала во время Великой Отечественной войны. Тогда численность населения Комарова с близлежащими деревнями только по официальным данным доходила до 30 тысяч человек. В 1941–1942 годах оно стало единственным поставщиком угля в блокадный Ленинград.

Правительством СССР и Государственным комитетом обороны было принято решение о возведении в Комарове электростанции, работающей на местном угле, для обеспечения электроэнергией Любытинского и близлежащих районов области. С учётом существующего ландшафта специалистами-гидротехниками была спроектирована и построена дамба с водорегулирующим устройством. Данное сооружение обеспечивало необходимый запас воды для охлаждения турбин электростанции. Так появилась плотина.

После окончания войны, когда острая необходимость в буром угле отпала, шахты стали закрываться, но электростанция продолжала работать до 1974 года.