Суббота, 30 ноября 2024

Истории «волшебного фонаря»

Новгородский киномузей наконец-то обрёл дом

Научный сотрудник Новгородского государственного объединённого музея-заповедника (НГОМЗ), а с недавнего времени директор частного учреждения «Киномузей» Валерий РУБЦОВ проводит меня по комнатам и залам особняка XIX века мещанки Бутузовой. Этот памятник регионального значения после войны использовался под нужды детского сада, позже в нём размещалось социальное учреждение для пожилых людей. А потом долгое время особняк пустовал. И вот теперь его ждёт жизнь, связанная с кинематографом.

Не так давно областное правительство передало старинное двухэтажное строение в аренду под частный музей кино. В нём будет представлена вся богатая коллекция Рубцова, в которой более 120 кинокамер, десятки проекторов, вся любительская аппаратура советских годов и ещё много чего из истории большого экрана. «Здесь будет сидеть администратор, тут — гардероб, а начнётся экспозиция с дореволюционного периода, центральным экспонатом которой станет «Волшебный фонарь», аппарат для проекции изображений, — рассказал он мне во время импровизированной экскурсии. — Появится инсталляция, посвященная немому кино, где можно будет делать селфи, сегодня без него уже никуда».

Найдётся место в музее под кинозал и будку киномеханика. В ней посетители смогут получить представление о трудовых буднях простых работников кино до наступления цифровой эры. А ещё Рубцов рассчитывает, что музей станет не только пространством для выставок и экскурсий, но и творческой площадкой для проведения квестов, фестивалей, концертов, мастер-классов, а также эксклюзивных кинопоказов редких фильмов. Вот даже оставшееся от прежних хозяев советское пианино уже вроде как намекает: а почему бы на нём не играть тапёру.

— Валерий Валерьевич, ваш новгородский киномузей по сути существует достаточно давно. Благодаря ему были организованы передвижные выставки по школам, посвящённые Победе в Великой Отечественной войне, космонавтике, а ещё чуть ранее в стене кремля действовала «Галерея времени», экспонаты которой были из вашей коллекции. И вот она обрела дом. Должно быть, для вас это более чем долгожданное событие?

— Моей мечте о музее почти шесть лет. Я не назову себя коллекционером, и быть им никогда не хотел. Когда занялся собирательством, то предполагал, что в будущем обязательно открою музей. Поэтому воспользовался предложением разместить экспонаты в «Галерее времени», которая существовала в кремле на протяжении четырех сезонов с апреля по октябрь. С одной стороны, она оказалась успешной, её посетило много туристов. В книге отзывов оставлены записи на английском, испанском, французском языках, китайские иероглифы. Но с другой — дохода она мне не принесла, это была работа на перспективу. Тем более что для хранения экспонатов там не было никаких условий. Двигаться надо было дальше. Замаячила перспектива открыть музей сначала в Москве, потом в Санкт-Петербурге на базе киностудии. Но этим планам не суждено было сбыться. Искал место под экспозиции в Новгороде, осматривал пустующие бывшие кельи Десятинного монастыря, домик на Славной, где раньше находился корпункт Ленинградской студии кинохроники, которой руководил известный новгородский документалист Эдуард Раненко. Но, к сожалению, его уже приватизировали. Да и процесс аренды дома Бутузовой занял слишком много времени. Вычищал и наводил уборку в нём вместе со своей семьёй.

Коллекция Валерия Рубцова разместится на улице Рогатице в доме № 16/21

— И между тем вы сильно рискуете. В музей надо вкладывать личные сбережения, силы, искать единомышленников.

— Пожалуй, последнее самое сложное. Сколько бы проектов я ни делал, всегда понимал, что, кроме меня, они никому не нужны. Стартовый капитал у меня есть, и всё-таки от помощи я бы не отказался. Нужны материалы, например, чтобы залатать кровлю, рабочие руки для проведения ремонта.

— Уже представляете себе основного посетителя своего музея?

— Мой музей может быть интересен старшему поколению. В нём они могут вспомнить свою молодость, поделиться друг с другом: а вот у меня тоже был такой аппарат или предмет. Но я рассчитываю, что его посетителем главным образом станет молодёжь. Молодое поколение уже не знает, что такое плёнка, с чего собственно начинался кинематограф, как снимали картины. Сейчас многие, у кого есть камера в телефоне, считают себя чуть ли не Михалковыми.

— Но одними экскурсиями привлечь молодых людей будет трудновато.

— Поскольку у меня есть ещё и режиссёрское образование, я планирую создать в музее киностудию и организовать специальные курсы. Хотелось бы на них научить молодых людей культуре съёмок, операторскому искусству, монтажу. Показать, что всё в кинематографе придумано в незапамятные времена. Не надо, образно выражаясь, изобретать велосипед, надо заниматься творчеством.

— Вы позиционируете свой музей кино как первый на Северо-Западе, второй в России и как единственный частный в стране. Неужели такое любимое в народе искусство обделено вниманием музейщиков и коллекционеров?

— Коллекционеров предметов фотодела значительно больше, чем собирателей вещей, связанных с киноискусством. У первых есть преимущество — их экспонаты компактные, легко помешаются на полочку. По моим подсчётам, настоящих коллекционеров кино-оборудования по всей стране около десятка человек. Есть государственный музей кино в Москве, существуют маленькие музейчики какой-то определённой темы в кино. Например, на базе бывшего Ленинградского института киноинженеров тоже работает музей, но он ведомственный, и попасть в него человеку с улицы невозможно.

Экспонаты киномузея будут из доцифровой эпохи

— Как в вашей коллекции появлялись предметы?

— Я начал собирать коллекцию в удачное время, когда на популярных торговых интернет-площадках пользователей призывали продавать всё, что у них без дела лежало в кладовках и на балконах. Некоторые вещи я приобрёл за совсем небольшую сумму, на что-то пришлось потратиться, а что-то приносили в дар. Мне был передан архив заслуженного работника культуры РСФСР, отличника кинематографии СССР, киномеханика и кинолюбителя Аркадия Лива из деревни Медведь Шимского района. Самое обидное: то, что попало ко мне, составило не всю часть наследия Лива. Многое из того, что он при жизни передал в местный краеведческий музей, было утрачено, а что осталось, хранилось кое-как. Лично с Аркадием Августовичем я знаком не был, но не исключаю, что в одно и то же время я присутствовал с ним на конкурсах кинолюбителей у Эдуарда Раненко. Сейчас объекты моей коллекции сложились, словно пазлы в картинке, по ним будет рассказываться длинная история.

— Каждый коллекционер — это ещё и исследователь. А какие открытия были сделаны вами?

— Например, мне удалось приобрести французский «волшебный фонарь» 1890 года. Он был не в очень хорошем состоянии — приступил к его восстановлению. Как правильно очищать металл, советовался с реставраторами НГОМЗ. И вот с внутренней стороны фонаря обнаружил клеймо на русском языке — «А.Я. Сибирь». Расстроился, подумал, что в России клепали на французский манер такие аппараты. Но покопавшись как следует в Интернете, нашёл сведения, что такой знак ставился на Верх-Исетском заводе по производству листового железа недалеко от Екатеринбурга. Его продукция продавалась по всему миру. То есть этот французский проектор был сделан из русского металла.

— Когда ваш музей примет посетителей?

— Я планирую открыть его в декабре, ближе к школьным каникулам. Но с поддержкой музей удалось бы запустить быстрее и качественнее.

Фото Мишеля Веряскина и из архива Валерия Рубцова