Суббота, 30 ноября 2024

«Начинаем урок с просмотра новостей»,

— так часто говорит ребятам учитель истории и обществознания средней школы № 17 Великого Новгорода Елена СОТНИКОВА

Правда, в конкурсе Елена Валентиновна участвовала как управленец — она совмещает работу предметника и завуча.

— И урочная нагрузка, если учитывать административные функции, приличная — 20 часов в неделю. Но бросать преподавание не собираюсь, так как, во-первых, интересно на занятиях с детьми, а во-вторых, на практике имею возможность видеть, каков результат от принятых руководством решений.

На заочный этап состязания участница представила видеозапись педсовета, на котором шло обсуждение сквозной для всей школы темы — развитие у школьников критического мышления. Но на очном туре выступила с презентацией по другому общему для всего педагогического коллектива направлению.

— По здоровому образу жизни. Да, тема не новая, но поверьте, очень важная для детей и их родителей, — продолжает Сотникова. — Спрашиваем ребятишек, как они понимают её, и они всё по полочкам раскладывают: режим дня, правильное питание, занятия спортом, прогулки на свежем воздухе. Однако мало кто из них применяет эти знания в повседневности. Многие понятия не имеют, что значит активный семейный отдых, да и подвижных игр не знают. Так что учителя уже несколько лет в ходе своих занятий делают упор на это направление, давая задания с акцентом на здоровье.

Как учитель обществознания Елена Валентиновна часто начинает уроки с обсуждения с ребятами новостей — городских, региональных, федеральных. Говорит, что анализ информации как раз и помогает формировать критическое мышление, а еще подсказывает темы для метапредметных исследований.

— Заканчивался прошлый учебный год, метеорологи обещали холодное и дождливое лето. И нам с ребятами пришла мысль провести небольшое изучение на предмет возможностей человека менять погоду по своему усмотрению. Подключили школьного биолога, разработали методику. На серьезный научный труд наше исследование, безусловно, не тянет, но дети пришли к однозначному выводу: человек лишь звено в цепи и не стоит во главе экоявлений, хоть и влияет на них, по большей части негативно. Можно, конечно, думать, что пусть мир прогибается под нас, но природа вновь и вновь заставляет нас приспосабливаться к ней, а не наоборот.

Еще одной сквозной темой в школе № 17 может стать профориентация. Как отмечает собеседница, проблема с дальнейшим определением старшеклассников была и раньше, однако наиболее остро встала в последние годы.

— После девятого класса многие уходят в учреждения среднего профобразования. При этом, как показывают ежегодные опросы наших школьников этого возраста, около 80% ребят не представляют, в какой отрасли, по какой специальности хотели бы трудиться. То есть получается, что они поступают учиться абы куда, лишь бы получить диплом, — рассуждает Сотникова. — Мы с коллегами полагаем, что если с 6-го класса начать их ориентировать, делая упор на личностные особенности, желания, предметные успехи, то к окончанию 9 класса у них всё же сформируется представление о своем профессиональном будущем.

Елена Валентиновна говорит, что современным педагогам куда сложнее, чем тем, что работали в советской школе, потому как раньше авторитет учителя был неприкасаем, нынче же уважение у детей и родителей нужно заслужить. И готовой формулы успеха нет. Настоящий профессионал, по версии Сотниковой, всегда отталкивается от возможностей каждого класса и конкретных ребят, чувствует, каким образом завтра построить урок, чтобы был результат, учит мальчишек и девчонок учиться и совершать поступки.

Добавим: Елена Валентиновна Сотникова признана победителем в номинации «Руководитель образовательной организации» областного конкурса профессионального мастерства.

Фото из открытых источников