Суббота, 30 ноября 2024

Гиблое место

Миллиарды здесь не ходят, а миллионы пропадают

По мнению прокуратуры Новгородской области, бывший директор ООО «Крестецкий лесопромышленный комплекс» (КЛПК) Александр Пресняков злоупотребил полномочиями на 250 миллионов рублей. Такова общая сумма ущерба, причиненная региональному и федеральному бюджету действиями экс-руководителя, в отношении которого возбуждено уголовное дело.

Приоритетный блеф

С точки зрения закона, последствия начальственного злоупотребления квалифицируются как тяжкие. Как так вышло?

Начиналось хорошо, даже очень. В 2012 году крупнейший региональный инвестиционный проект «Создание лесопромышленного комплекса в Новгородской области» был включен Министерством промышленности и торговли РФ в перечень приоритетных в сфере освоения лесов.

К настоящему времени в Крестецком районе должно было действовать мощное современное деревообрабатывающее предприятие, оснащенное собственным энергетическим комплексом для электро- и теплоснабжения и ежегодно производящее 26 тыс. кубометров строганых погонажных изделий, 671 тыс. кубометров фанеры, 136 тыс. кубометров древесно-стружечной плиты (OSB), а также 261 тыс. кубометров биотоплива. Это значит, что должны были стоять здания, оснащенные оборудованием, должны были быть вся необходимая инженерная инфраструктура, обустроенная промплощадка, подъездные пути и т. д.

А нету! Справедливости ради надо сказать, что подготовительные работы к строительству были начаты. Например, по планировке территории. Но даже до закладки фундаментов дело не дошло.

Что же делал КЛПК и лично директор Пресняков на протяжении нескольких лет?

Он пилил

Фирме был выдан шикарный карт-бланш на пользование главным богатством Новгородчины — лесом. КЛПК заключал без торгов договоры по арендной плате, сниженной вдвое. Получал лучшие участки в нескольких районах — Крестецком, Окуловском, Демянском, Боровичском, Парфинском, Маревском и Поддорском. Ежегодный объем заготовки древесины составлял более 1,2 млн. кубометров.

В марте 2016 года Минпромторг на основании информации, предоставленной Департаментом лесного хозяйства Новгородской области, о том, что грубо нарушается инвестиционное соглашение, исключает проект из перечня приоритетных. А этим соглашением подразумевалось, что КЛПК вложит в строительство завода ни много ни мало 5 миллиардов рублей. Собственных! Под это обязательство и предоставлялась льгота на пользование лесом.

Опять-таки что делает КЛПК и лично Пресняков? Пытается оспорить министерский приказ в Арбитражном суде. И ничего не строит, только пилит.

— Возникает вопрос, почему же уголовное дело возбуждено только сейчас? — говорит Ростислав ТАРАНЕВ, заместитель начальника отдела по надзору за уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью прокуратуры Новгородской области. — Потому что закончились, наконец, тяжбы. КЛПК арбитраж проиграл. В связи с невыполнением обязательств горе-инвестору доначислена разница между льготной и реальной стоимостью арендной платы, составившая 250 миллионов рублей.

Оба-ма!

Возникает, однако, и такой вопрос: а только ли Пресняков виноват в причинении столь значительного ущерба? Оговоримся: если виноват — это суд решит, теперь уже общегражданский. У КЛПК есть учредители, внесшие 1 миллион рублей уставного капитала. То есть были — лопнул же этот трест. Но прежде чем раздался хлопок, эти люди тоже влияли как-то на бизнес-политику. Могли, по крайней мере.

Могли, наверное, быть и особые обстоятельства, так называемый форс-мажор. Неужели с самого начала проект был заточен «инвесторами» лишь под пилу?

— Есть именно такое ощущение, — отвечает Ростислав Таранев. — Во всяком случае, до сих пор не приходилось видеть внятно изложенных на бумаге объяснений. К примеру, в своей переписке с Департаментом лесного хозяйства директор КЛПК ссылался на то, что американские партнеры не хотят продавать ему оборудование.

Ах вот как! Господин Пресняков пострадал из-за того, что «Крым наш»? Действительно, что он мог поделать с санкциями Барака Обамы? Понятно же, что ничего иного ему не оставалось, как, сидя в Москве (директор руководил из столицы), по дешёвке пилить и с выгодой продавать новгородский лес. Кажется, процесс по делу «злоупотребившего» обещает быть любопытным. И заранее интересен финал. Особенно в том случае, если реально будет доказано, что крестецкий проект — это самая настоящая афера.

Рисунок Сarikatura.ru