Суббота, 30 ноября 2024

Капитальный потоп

Екатерина Иванова из дома на Шелонской с просьбой о капремонте крыши уже готова обратиться к высшим силам

Текущая крыша – не единственная проблема жильцов многоквартирного дома

В двухэтажном доме на улице Шелонской в солецкой деревне Каменка в последние месяцы дождливо. В буквальном смысле слова. С потолка на втором этаже текло так, что тазики подставляли. Крыша восьмиквартирного дома, который в этом году отметил свое 56-летие, медленно, но верно превращается в решето. Жильцы не первый месяц добиваются ремонта.

Четыре пути

Сначала обитатели двухэтажки обратились в администрацию района, которая направила обращение в комитет государственного жилищного надзора с просьбой обследовать крышу, чтобы потом можно было перенести срок капитального ремонта кровли на более раннее время. Запланированы работы на крыше в Каменке на следующую трёхлетку — в краткосрочном плане капитального ремонта многоквартирных домов (МКД) на 2020–2022 годы, а чиновники и жильцы просили провести его в 2017-м.

Но получили из комитета отказ. Причина в том, что в Солецком районе недостаточная собираемость взносов на капитальный ремонт. По данным регионального фонда капремонта, в районе собрано 8,4 млн. рублей. Долг составляет 3,7 млн. Почему это так важно? Средства, собранные в муниципалитете на ремонт жилья на счет регионального оператора — фонда, можно использовать только на дома, находящиеся на территории района.

По словам пресс-секретаря регионального Фонда капремонта МКД Дмитрия ВОРОБЬЕВА, жильцы дома на Шелонской сейчас накопили на счете регоператора 53 тыс. рублей из необходимого им миллиона на ремонт крыши. Попенять на плохую финансовую дисциплину в доме нельзя — собираемость взносов 71%.

Как пояснили в районном отделе ЖКХ, дорожного строительства и транспорта, перенести срок ремонта крыши дома в Каменке на более ранний можно, только изменив краткосрочный план ремонта на 2017–2019 годы. Но на это должны дать добро жильцы других попавших в план домов. Для этого нужно провести в одном или нескольких домах собрания собственников квартир с предложением перенести время запланированных ремонтных работ на более позднее.

— Никто из жильцов на это не согласится, — говорит Елена КАЧАНОВИЧ, заведующая районным отделом ЖКХ, дорожного строительства и транспорта.

Второй путь — выделить средства на ремонт кровли в бюджете района — тоже тупиковый. В администрации с ходу говорят: требуется минимум 600–700 тыс. рублей, а таких запасов сейчас в муниципальной казне нет.
— Но районные власти и не имеют права выделить средства из бюджета, потому что это будет считаться нецелевым расходованием средств, — говорит Константин ДЕМИДОВ, вице-спикер Думы Великого Новгорода. —Их вклад заключается в том, что администрация района выплачивает взносы за муниципальные квартиры в доме в фонд капремонта.

Хотя возможность воспользоваться районной казной у жильцов есть. Перечитаем статью 16-ю федерального закона о приватизации жилья. «Приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с настоящим законом. При этом за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда».

Когда-то двухэтажка, как и всё многоквартирное жилье в районе, стояла на балансе районной администрации. Потом большую часть квартир приватизировали. И теперь их собственники могут обратиться в комитет жилищного надзора, который должен обследовать крышу. Это поможет определить, когда именно кровля прохудилась — до приватизации или после. Если до, есть повод обратиться в суд с иском о выполнении капремонта крыши.

— В Великом Новгороде многие собственники квартир обратились в суд с такими исками и выиграли процесс, — говорит Демидов. — Однако из-за нехватки средств в бюджете победа в суде не означает, что городские власти сразу сделают ремонт. Исполнение решений суда постоянно откладывают, и люди годами ждут ремонта.

И четвертый путь. Жильцам предлагают сброситься на ремонтные работы, нанять рабочих и... Это столь же нежизнеспособный вариант, как и предыдущий. В двухэтажке всего восемь квартир. В первой части живут пенсионеры, во второй — работающий люд. Но топ-менеджеров Газпрома или Роснефти среди них не наблюдается. Зарплаты и пенсии у всех скромные. Что делать?

Кстати, таких домов в Солецком районе еще три. Им срочно нужно ремонтировать крышу, а по краткосрочному плану придется ждать еще два года. Да и сколько их таких в регионе — старых советских двух-, трехэтажек на 8–12 квартир, где кровлю не ремонтировали десятилетиями? Основной контингент жильцов — пенсионеры, которым даже как-то неловко предлагать раскошелиться на дорогостоящий ремонт.

Детская непосредственность

Хотя вообще-то придется сказать, что частично в свалившихся на их голову проблемах виноваты сами жильцы. Дом на Шелонской, как рассказали в отделе ЖКХ, из всех разрешенных законом способов управления выбрал непосредственный. Это значит, что двухэтажка не имеет договора ни на управление, ни на обслуживание с управляющей компанией, в ней не создано товарищество собственников жилья.

— Думаю, что многие просто опасаются, что управляющая компания их обманет, как это уже случалось, — говорит Елена Качанович.

Поэтому жильцы оплачивают коммунальные услуги — электричество, теплоснабжение, воду... — напрямую ресурсоснабжающим организациям. А вот средства на текущий ремонт и содержание общедомового имущества (и кровли тоже), которые обычно собирает УК с собственников квадратных метров, никто не платит.

— Люди никак не могут перестроиться на реалии сегодняшнего времени и понять, что состояние дома зависит от самих жильцов, — говорит Качанович. — Они считают, что всё как-то само собой произойдет, государство позаботится.

По словам Елены Качанович, районные власти проводили встречу с жильцами дома в Каменке, предлагали заключить договор с управляющей компанией, которая бы наладила сбор средств на ремонт, учитывая, что сами жильцы скооперироваться и организоваться явно не могут. Но обитатели протекающей двухэтажки отказываются.

Кстати, в среднем тариф на текущий ремонт и содержание общедомового имущества в Солецком районе составляет 20–22 рубля на квадратный метр. А то и больше. В доме на Шелонской есть и одно-, и двух-, и трехкомнатные квартиры площадью 30–50 кв. м. Если бы жильцы исправно вносили средства на эту статью, могли бы при самых грубых подсчетах в год набрать 80–100 тыс. рублей. Но из-за того, что «копилка» пуста, оперативно крышу подлатать невозможно.

— В октябре мы объявим в доме общее собрание собственников квартир, — говорит Елена Качанович, — и если люди снова откажутся от управляющей компании, сами выставим дом на конкурс для выбора управляющей организации. Беда в том, что на конкурсы с участием старых домов компании зачастую не выходят.

И тогда при проведении последующего конкурса районным властям придется поднимать тариф на содержание и ремонт общедомового имущества в двухэтажке на 10%. До тех пор, пока он не станет привлекательным для потенциальных УК. Так что как ни крути, а выгоднее жильцам самостоятельно вносить на текущий ремонт ту сумму, которая удобна им.

Дождливое настроение

Но есть и ещё один спасительный путь для дома на Шелонской. 27 сентября депутаты областной Думы приняли поправки в областной закон «О региональной системе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Новгородской области».

Они меняют порядок использования взносов на проведение ремонтных работ. Раньше деньги собственников, к примеру, жителей Великого Новгорода, расходовались на ремонт только домов областного центра. Но после вступления измененного закона в силу привязки к месту сбора средств не будет — они могут направляться на ремонт домов на других территориях в пределах области. Правда, речь идет только о средствах на счете фонда, спецсчета останутся неприкосновенными. Причем областной фонд капремонта лишь на время будет занимать деньги у одного района и переносить на другой.

Однако основная цель поправок, как гласит пояснительная записка к проекту закона, не в том, чтобы помочь таким домам, как в солецкой Каменке. Предполагается, что новая система позволит своевременно оплачивать капремонт в домах тех районов, где есть большой долг по взносам. Например, в Марёвском районе собираемость средств на капремонт всего 47,3%. Но как говорит Дмитрий Воробьев, не исключено, что новым законом можно будет воспользоваться и для переноса срока ремонтных работ в экстренных случаях.

Обновленный документ вступит в силу в течение 10 дней после опубликования в «Новгородских ведомостях», которое запланировано на 14 октября. После этого, как заверила Елена Качанович, солецкие чиновники снова обратятся в Фонд капремонта МКД с просьбой о переносе ремонта крыши. Но не на 2017-й, а на 2018 год.

Самые дождливые дни еще впереди. И жильцам дома в Каменке остается пока только одно — запасаться тазиками.

Фото Татьяны Ильиной