Суббота, 30 ноября 2024

Скажем хлору «прощай»

В Великом Новгороде для очистки питьевой воды в 2018 году начнут использовать гипохлорит натрия

Бывают на земле места, где люди пьют воду из чистых родников. А вот в городах о такой роскоши даже мечтать бессмысленно: вода забирается из ближайшего водного источника и подвергается очистке. В Великом Новгороде наш поилец — седой Волхов, а воду из него обеззараживают пока хлором.

Будем как в Лондоне

Но, как сообщил «НВ» директор МУП «Новгородский водоканал» Сергей ЗОЛОТАРЁВ, на предприятии уже близится к завершению начатый в прошлом году проект по переходу от хлора при обеззараживании воды к гипохлориту натрия. В 2016 году был сделан проект, и в 2017-м приступили к его реализации. Общие затраты составят около 35 млн. рублей. Уже отремонтировано здание, смонтировано оборудование, закуплены самые современные насосы немецкого производства. А сейчас, уточнил директор, на подходе автоматизация, оборудование тоже закупается в Германии. Затем предприятие приступит к пусконаладочным работам, и в 2018 году Великий Новгород простится с хлором.

— Это важно. Хлор относится ко второму классу опасности, а гипохлорит — менее опасное вещество. Кроме того, автоматика сама будет дозировать реагент, чтобы на выходе получалась вода нужного качества. Сейчас в России немного водоканалов, работающих на гипохлорите, который является соединением натрия, хлора и кислорода. Для получения такого вещества используется обычная поваренная соль, проходящая через электрохимическую реакцию. Помимо того, что отпадает необходимость в использовании систем очистки воды от хлора, повышается и уровень безопасности на самих станциях водоочистки, где больше не нужно хранить тонны взрывоопасного вещества — а его хранение и транспортировка требуют проведения специальных защитных мероприятий и соблюдения особой техники безопасности. Применение же гипохлорита натрия снимает многие проблемы, поскольку он относится к малотоксичным веществам 4-го класса опасности. Это вещество используется в системах очистки воды в Лондоне, Париже и Стокгольме. В России он успешно опробован в Петербурге, Липецке, Уфе, Казани... И отмечу, что вода больше не пахнет хлоркой. Такую воду вскоре можно будет пить не только в Великом Новгороде, но и на части территории Новгородского района — в Панковке, Новой Мельнице, Григорове и других населенных пунктах, давно ставших зоной обслуживания «Новгородского водоканала», — пояснил Сергей Золотарев.

Еще один экологический проект с дальним прицелом — это реконструкция цеха мехобезвоживания, которая позволит прекратить сброс промывных вод в гребной канал. Проблема давняя, известная всем новгородцам. Оказывается, чтобы почистить гребной канал и сделать его вновь полигоном для выращивания олимпийских чемпионов, нужно для начала прекратить сброс. Осадки и промывные воды будут собираться и поступать в цех мехобезвоживания. Как отметил директор предприятия, здесь основным оборудованием станут центрифуги.

— Мы планируем закупить лучшие, от фирмы Flottweg. У этих центрифуг высокая производительность и надежность, а опыт показывает, что в условиях водного состава Волхова не всякое оборудование работает эффективно. Как известно, скупой платит дважды, поэтому мы стремимся приобретать качественное оборудование, чтобы забыть про проблему лет на 20–30. Но цена этого проекта высокая — более 200 млн. рублей. И мы рассчитываем войти в 2018 году в одну из федеральных программ, анонсированных недавно Москвой. Сам проект у нас уже готов, сейчас проходит государственную экспертизу, — уточнил директор.

Он скептически отреагировал на вопрос «НВ» об имеющейся идее качать для областного центра артезианскую воду из Батецкого района: мол, Роспотребнадзор признал еще в 2016 году новгородскую питьевую воду качественной, зачем же огород городить? Тем более что сети те же, а воду также нужно очищать.

 В таком с виду скромном здании и будет проходить таинство очистки волховской воды гипохлоритом

Фонтаны в нагрузку

Раз речь зашла о сетях, то и про них у «НВ» появились вопросы.

— Постепенно, к сожалению, не так быстро, как хотелось бы, идет модернизация сетей, тоже влияющих на качество питьевой воды. Нужно в год проходить 20 км, но недостаток финансовых средств сдерживает этот процесс. Трубопроводы в основном укладывались в 50–60-е годы прошлого столетия, немного было построено в 90-е, кстати, по качеству хуже. Особенно тревожит износ канализации — ее замена дорогостояща, да и находится она на глубине до 6 метров. Мы выявляем самые аварийные участки, сейчас серьезная работа идет на проспекте Корсунова. Здесь применяется новый метод — метод разрушения, когда мы не копаем и не вытаскиваем старую трубу, она саморазрушается, а новая затаскивается на ее место. Идет, как заметили, вероятно, новгородцы, ремонт действующего коллектора на Сырковском шоссе. Там работы запланированы года на три, так как при нынешнем финансировании в год можем заменить 300–400 метров, еще осталось больше километра. Конечно, там усугубляет ситуацию железная дорога, — продолжает рассказывать Сергей Валерьевич.

А когда же приведут в порядок набережную возле памятника Александру Невскому?

Оказывается, там тоже приводится в порядок канализация — силами тверской фирмы, выигравшей конкурс. И 33 млн. рублей обновят два коллектора общей протяженностью 3 км. По словам Золотарева, это для Торговой стороны очень важно. Работы должны завершить до конца года и тогда же привести территорию в порядок.

О том, чем заняты сотрудники водоканала, директор может говорить часами — это и подключение строящейся школы в Псковском микрорайоне, и работа по профилактике сетей, чистка и восстановление колодцев, ликвидация аварий (в среднем бывает от 3 до 6 утечек в день). Летом отвлекали фонтаны, хотя их в городе мало, но износ велик. А еще граждане «помогают» — вливают моющие средства, превращая резервуар в пенную ванну. Только на Старый фонтан на улице Людогоща раз шесть выезжала бригада. А каждый раз это обходится бюджету в 50 тысяч рублей. Причем, сетует директор предприятия, «в это время сотрудники могли сетями заниматься».

Дорога без ливнёвки — деньги на ветер

В этом году МУПу добавили еще одну функцию — сбор поверхностных ливневых стоков, попросту говоря, обслуживание брошенной еще обанкротившимся «Ремстройдором» ливнёвки. Как все помнят, город тонул летом, да и осенью плывет периодически.

Сергей Золотарев уверен, что постепенно проблему можно решить, в том числе с задействованием разветвленной хозяйственно-бытовой канализации. Сейчас комплектуется коллектив для обслуживания ливнёвки, порядка 30 человек. К тому же с 11 сентября установлен тариф в размере 20 рублей 86 копеек за кубометр воды ливневой канализации. На полученные средства будет восстановлено 400 км. Новость про тариф встревожила, но Сергей Золотарев заверил, что «пока многоквартирных домов это не касается», только юридических лиц.

Он также в беседе с «НВ» заявил, что при строительстве дорог и тротуаров всегда надо думать о ливневой канализации. Допустим, море воды на Большой Московской недавно образовалось после асфальтирования дороги как раз из-за этой странной забывчивости. Так что «при строительстве дорог водоканал должен быть задействован»...


Фото из открытых источников, http://vdknov.ru