Суббота, 30 ноября 2024

Книговая порука

В новгородской гимназии «Гармония» разрабатывается план по созданию единой информационной базы школьных библиотек области

Год назад «Гармония» приняла участие в конкурсе Минобрнауки России и получила миллион федеральных рублей (и еще 400 тыс. рублей — из областного и муниципального бюджетов. — Прим. авт.) на развитие библиотечно-информационного обслуживания.

И сегодня библиотека этого общеобразовательного заведения — место, куда гимназисты заглядывают часто: на занятия по информационной культуре, за книжками, чтобы поискать нужную для подготовки уроков информацию в Сети, да и просто поболтать с друзьями, сидя в уютных креслах.

— Внешнее преобразование библиотеки — не главная, хотя и важная составляющая проекта, — говорит директор гимназии «Гармония» Андрей СЕЛИВАНОВ. — Основная задача: повышение информационной культуры детей и создание единого центра школьных библиотек Новгородской области. Для чего он нужен? Во-первых, для обмена учебной, познавательной, художественной литературой. Мы и сейчас его производим, но каждый раз, когда нужны те и или иные книги, приходится садиться на телефон и обзванивать школы. А общий электронный каталог позволил бы без труда находить в учебных организациях лишние, невостребованные ими издания, которые могли бы на время взять другие школы. Во-вторых, единая сеть школьных библиотек региона могла бы на льготных условиях получить доступ к огромным информационным ресурсам Президентской библиотеки им Б.Н. Ельцина, Научной педагогической библиотеки им. К. Ушинского, Российской национальной библиотеки и других крупнейших в стране книжных центров. В-третьих, региональный центр школьной информации — это возможность для всех членов обмениваться опытом на семинарах, вебинарах по методике повышения информационной культуры учащихся, совершенствовать ее. Ведь собственно ради этого, как я уже сказал, и необходимо объединить усилия и ресурсы.

В «Гармонии» занятия по проектной деятельности учащихся, по тому, как быстро найти необходимые сведения в Интернете, в печатной литературе, как пользоваться справочниками, словарями, библиографическими списками, каталогами, введены в общую учебную сетку. К 9 классу все без исключения ребята должны делать исследовательские работы. Предусмотрена защита выпускного проекта, тема и оценка за который вписываются в аттестат об основном общем образовании. К 11 классу навыки поиска данных должны помочь школьникам учиться не только под чутким контролем педагогов, родителей, но заниматься еще и самообразованием.

— К моменту участия в федеральном конкурсе у нас уже был наработан опыт по проведению занятий по информационной культуре, и мы им активно делились с коллегами, — продолжает разговор Андрей Селиванов. — Полученные же деньги пошли на обобщение методики, издание пособий, на повышение квалификации наших учителей по дальнейшей работе по этому направлению, на создание отвечающего всем требованиям рабочего места педагога-библиотекаря, а именно такой специалист трудится в нашей гимназии, на создание электронной базы всех информационных ресурсов «Гармонии», на переформатирование самой библиотечной зоны.

Следующим шагом должно стать подключение к этой начальной базе данных и других школ области. Да, это затратно для учреждений — требуется порядка 100 тыс. рублей на оборудование одного места сотрудника единого школьного информационного центра области. Но, по словам Селиванова, в учебных учреждениях региона хорошо понимают, что без качественного анализа, обработки детьми информации образование сегодня в принципе невозможно.

Фото Людмилы Данилкиной