Суббота, 30 ноября 2024

Вузовская синергия

Чтобы подготовить новгородский университет к назревшим переменам, у Юрия Боровикова есть всего 6 месяцев

Новгородский университет прирастёт сибирским

В соответствии с приказом министра образования и науки от 7 ноября 2017 года Виктор Вебер покинул пост ректора НовГУ. На следующий день на внеочередном учёном совете университета был представлен новый исполняющий обязанности ректора 39-летний доктор технических наук, профессор Томского политехнического университета Юрий БОРОВИКОВ. Исполнять обязанности руководителя вуза Юрий Сергеевич будет до выборов, которые пройдут весной 2018 года, и по их итогам планирует избавиться от приставки «и.о.».

В эксклюзивном интервью главному редактору «НВ» Игорю СВИНЦОВУ профессор Боровиков рассказал, почему он принял предложение переехать работать из Сибири на Северо-Запад России, и каким он видит будущее новгородского университета.

— Весь путь от студента до проректора вы прошли в одном вузе. Это путь ученого или управленца?

— Мне кажется, я гармонично совмещал эти вещи. Так получилось, что мои первые наставники, как по научной деятельности, так и в администрации университета, оба были с немецкими корнями и привили мне привычку к порядку во всем, своевременности, последовательности в развитии. Когда в начале 2000-х мой научный руководитель, профессор Рудольф Фридрихович Бекишев узнал, что у меня есть планы поработать в администрации университета рядом с первым проректором Альфредом Андреевичем Дульзоном по реализации европейского проекта «Темпус», выразил большое свое неудовольствие: «Юрий Сергеевич, вы не сможете все это гармонично совмещать. На первом месте в текущем временном отрезке у вас должна быть диссертационная работа». Но, честно, мне это удалось совместить. Наверное, потому что родители привили умение правильно распределять свое время, самоорганизовываться еще со школы, которую я окончил с золотой медалью.

— Как вы приняли предложение возглавить Новгородский государственный университет?

— Многие люди здесь в Новгороде, да и в Томске, где прошли 22 года моей жизни, не верят, что это произошло очень быстро. Но принимать такое решение мне пришлось в очень ограниченное время. 24 октября от губернатора Новгородской области Андрея Никитина мне пришло приглашение побывать в Новгороде, о котором я знал только по школьным учебникам истории. Думал, неделю-полторы будут определяться с датой приема. Но буквально через пару дней звонок — а вы можете приехать в субботу 28-го к 15 часам? Почему бы и нет. В тот момент я находился в Екатеринбурге. Перелет Екатеринбург — Москва, переезд из Шереметьева на Ленинградский вокзал. Купил билет на «Сапсан», по утверждению кассира — последний. Сел, поехал. Вышел на перрон станции Окуловка, где мне сказали, что единственный вариант на тот момент добраться до Новгорода — взять такси. Водитель очень обрадовался, что меня еще придется и обратно везти, на вечерний поезд в Москву. Тут я, конечно, рисковал, подумав, что субботний день, глава региона, ничего долгого в беседе не будет, тем более мы до этого никогда не встречались.

— Тогда откуда у губернатора появилась ваша кандидатура?

— Думаю, что у Андрея Сергеевича был целый список потенциальных кандидатов. В 2016 году я прошел обучение по пятимодульной программе «Школа подготовки ректоров: ректорский кадровый резерв» в Сколково. Научным руководителем школы является Андрей Евгеньевич Волков, а менеджером программы Ольга Назайкинская. Наверное, от них моя кандидатура и возникла.

— На встречу успели?

— Встреча состоялась и длилась 40 минут. Я успел приехать в Окуловку на «Сапсане» всего за несколько минут до отхода поезда и в тот же вечер вылетел в Томск. А всего через две недели, 7 ноября, был подписан приказ министра образования и науки о моём назначении исполняющим обязанности ректора, и 8 ноября я был представлен на внеочередном ученом совете НовГУ.

— В Томск вы практически корнями вросли: проекты, карьера, дети, быт. Ваша семья одобрила решение о переезде в Великий Новгород?

— Супруга всегда меня поддерживает. И нам здесь все понравилось: прекрасный уютный город, хорош для жизни с детьми, настоящий русский кембридж. Но, честно говоря, нелёгкое решение. Во всех отношениях. Я оставил пост проректора по образовательной деятельности, председателя докторского диссертационного совета, президента ассоциации выпускников ТПУ. К тому же в этом году меня избрали депутатом Думы Томска. Пока я им остаюсь. Думаю, со спикером Думы позже переговорим, как лучше в данной ситуации поступить. Главное — не подвести, не обмануть ожидания людей.

— Если сравнить масштабы новгородского и томского университетов, насколько они отличаются?

— Томский политехнический университет, как императорский технологический, был основан в 1896 году. В нем сильнейшие традиции. Сегодня ТПУ — ведущий и крупнейший университет России. Только объектов недвижимости в ТПУ — 387. Это единственный вуз страны, который имеет в своем арсенале действующий исследовательский ядерный реактор, охраняемый отдельным военным гарнизоном. Это 21 учебный корпус, в которых обучаются 15,5 тысяч студентов. Контрольные цифры ежегодного приема — 1200 человек в бакалавриат, столько же в магистратуру, более 200 — в аспирантуру. Томск, конечно, университетский город. С другой стороны, и в Великом Новгороде сильны традиции образования: здесь появилась первая на Руси школа, и сегодня НовГУ — один из крупнейших университетов на Северо-Западе.

— Вы утверждаете, что уровень образования в вузе определяется уровнем научных исследований.

— Первое, о чем я попросил кадровые службы НовГУ, — подготовить мне справку о качественном составе преподавательского коллектива: сколько в арсенале вуза докторов наук, сколько из них имеют ученое звание профессора, то же самое — с кандидатами наук и доцентами. В том числе с разбивкой по возрастным категориям. К своему удовлетворению, я отметил, что здесь есть молодые доктора наук. Пусть их всего четверо, но они есть. Кто-то уже даже успел ученое звание получить. У меня на столе лежит такая матрица, расписанная по фамилиям, и я сейчас тщательно разберусь, кто эти люди и чем они занимаются, в чем их сила. С каждым постараюсь встретиться, не вызывая в кабинет. Они — залог роста и здоровой университетской среды.

— Жалобы уже, наверное, получаете?

— Не без этого. Вот пригласили посмотреть на состояние университетского преподавательского общежития. И я обязательно туда приду. По всем таким вопросам я постараюсь быть внезапным, чтобы все увидеть лично — мне не нужны презентации «потемкинских деревень».

— Когда перед ученым советом университета выступал губернатор, он не столько с вами знакомил, сколько задачи ставил. И первой стала работа университета в рамках национальной технологической инициативы.

— Мой одногруппник по школе в Сколково сделал исследование — выделил три направления. По мнению моих предшественников в руководстве НовГУ, именно в них мы сможем быть представлены в НТИ. Это Аэронет, Хелснет и Технет. Последнее у меня вызвало некую озабоченность. Подозреваю, что сильные точки опоры и роста по этому направлению здесь нужно поискать. Например, была же на Новгородчине сильна радиоэлектроника, множество заводов. Все, что касается Аэронет — похоже, что да. И информационные технологии здесь развивались длительное время. И школы сложились. Я уже посетил институт медицинского образования, заходил на занятия. У меня сложилось положительное впечатление. Но мысль должна идти дальше. Надо объединять усилия инженеров и медиков. Принести инженерию в медицину с целью получения синергетического эффекта. В этом направлении надо развивать Хелснет. Так что НТИ будет одним из приоритетов в деятельности НовГУ.

— А как вы думаете, это будет понято и принято университетским сообществом?

— В адрес губернатора даже прозвучали слова опасения и критика. Мол, пришли молодые ребята с цифровой экономикой, НТИ, а мы тут картошку всю жизнь сажали. Мне кажется, это самый болезненный и сложный процесс — проникновение нового. Я ничего не хочу сказать плохого о коллегах, но я понял, что единомышленников относительно перспектив участия в той же НТИ, будущего цифровой экономики, у меня сегодня в НовГУ будет не много. Есть те, кто не знает ничего о прорывных направлениях для нашей страны.

— В своем выступлении на ученом совете вы сказали, что новгородский университет получил статус опорного вуза, и убеждены, что таковым для региона он должен стать обязательно. Иными словами, статус есть, а сути пока нет?

— Я думаю, что люди поняли, о чем я сказал. Статус есть. А опора в чём, где она? Продолжать демонстрировать достижения 15–20-летней давности? Под что в регион ресурсы привлекать? Великий Новгород успел в девяностые почувствовать себя поистине университетским. НовГУ стал флагманом развития, центром притяжения в Новгород молодежи со всего Северо-Запада и даже значительного числа иностранцев, а что теперь?

— Еще одна задача — инвентаризация ресурсных возможностей самого университета.

— И с этим будем разбираться. И с материальной частью, и с кадровой. Справимся!

— Часто нашу высшую школу критиковали за перекос в подготовке специалистов гуманитарных наук. Экономика требует инженеров, а их недостаточно. В этом году и в НовГУ отметили, что в «экономисты и юристы» абитуриентов не набрать. Спрос на рынке труда сам выправил ситуацию?

— И руководство страны много лет уже об этом говорит, и люди стали это понимать. Захлебнулись потоком с юридическим и экономическим образованием. Я не против гуманитариев, нет. Противопоставление естественно-научной и инженерной отраслей знания гуманитарной и социальной в корне ошибочно и зиждется на непонимании сути науки. Сам в свое время хотел юристом стать, в МГИМО собирался поступать. Но сейчас задача для региона в увеличении валового продукта. Нужны инженерные кадры. Например, есть «Новгородэнерго», есть электрические сети, а специалистов для них в области не готовят. Кстати, моя докторская диссертация была посвящена как раз моделированию электроэнергетических систем с так называемыми активно-адаптивными сетями.

Что еще привлекло мое внимание. Древний Новгород — могучий центр истории, колыбель русской цивилизации, сокровищница культуры и искусства, и здесь чувствуется определенный запрос. Видна необходимость кафедры теологии, специалистов по народному художественному творчеству, искусствоведов, музеологов. А кафедры здесь нет, специалистов не готовят.

— В одном из своих выступлений вы сказали, что 50% успеха — это команда. Кто войдет в ее состав?

— Да, это правда — кадры решают всё. Правильно в свое время делал первый ректор новгородского университета Владимир Васильевич Сорока, к достижениям которого я отношусь с большим уважением. Он старался привлечь специалистов со всей страны, если не находил их на месте. И я буду заниматься этим каждый день. Не скрываю, приглашу учёных и хороших управленцев из других научных школ, других успешных вузов, в том числе из моей альма-матер. Университет должен стать сердцем Великого Новгорода и флагманом развития региона, это необходимо понимать.

НАША СПРАВКА

Юрий Сергеевич Боровиков родился в 1978 году в Усть-Каменогорске. В 1995 году с отличием окончил среднюю школу, а в 2000 году — факультет автоматики и электромеханики Томского политехнического университета (диплом с отличием). В 2001 году получил второй диплом о высшем образовании с отличием по специальности «Экономика и управление на предприятии». Работал в ТПУ с момента его окончания: обучался в аспирантуре, заведовал кафедрой, был директором Энергетического института. С сентября 2014 года — проректор по образовательной деятельности университета, в 2015 году доктору технических наук Юрию Боровикову было присвоено ученое звание профессора. Автор и соавтор 165 научных и учебно-методических работ. Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации. Лауреат премии Правительства РФ в области науки и техники для молодых ученых. Женат, воспитывает троих детей.

Фото Сергея Суфтина