Четверг, 09 января 2025

Второй после императора

Величие Аракчеевской усадьбы не восстановить, но мемориал графу в Грузине должен быть

Мемориальный комплекс графу Аракчееву в Чудовском районе планируют открыть через два года

Время и место торжественного празднования 250-летия графа Алексея Аракчеева известно: октябрь 2019 года, село Грузино. Понятно, что отмечать юбилей выдающегося государственного и военного деятеля (а данная характеристика в наши дни не вызывает никакого сомнения) требуется в соответствующей для праздника обстановке. Как-никак Алексей Андреевич был вторым человеком после императора.

Маленький Петербург Аракчеева

Естественно, в Грузине проведут ставшие традиционными общественно-политические чтения, для их участников организуют небольшую экскурсию: покажут, где располагался собор Андрея Первозванного, возле которого Аракчеев и был похоронен. Кстати, фаворит двух российских императоров Павла I и Александра I сам об этом просил в завещании. Расскажут про созданный им дворцово-парковый ансамбль. Иностранцы сравнивали его с висячими садами Вавилона. Правда, после войны от былого великолепия ничего не осталось. Даже могилу графа сровняли с землёй.

До наших дней сохранились лишь часть парка с уникальной гидросистемой, остатки фундаментов бывших построек, документы, в которых запротоколировано, где в 1999 году в Грузине проводились археологические раскопки, и собственно сам природный ландшафт. Но монументально аракчеевский след в селе до сих пор не обозначен. Разговоры о том, что в Грузине необходимо обустроить место под мемориал, идут не один год, но пока безрезультатно. А между тем на горизонте замаячила новая круглая дата...

И вот в её преддверии чудовская библиотека совместно с районным комитетом культуры, администрацией Грузинского сельского поселения разработала проект «Завещание графа А.А. Аракчеева», с которым в сентябре приняла участие в областном конкурсе «Новгородика» и выиграла грант — 150 тыс. рублей. Что можно сделать на эти деньги? Ну хотя бы сдвинуть с мёртвой точки дело по увековечению памяти Аракчеева, а конкретно — изготовить проектно-сметную документацию на мемориальный комплекс. Как рассказала председатель районного комитета культуры Елена МАКСИМОВА, его планируют разместить на месте бывшего храма, возле которого находился склеп графа:

— Сразу от нескольких организаций поступили предложения разработать дизайн-проект. Была выбрана одна, на днях она представит макет комплекса. Тогда и будет ясно, какой окажется общая стоимость мемориала и благоустройства вокруг него. Конечно, траты будут большими, поэтому нужно найти такой вариант, чтобы он был и бюджетный, и достойный. Необходимо учитывать местность: Грузино — село, поэтому у памятника Аракчееву нужно предусмотреть обустройство газонов, посадку деревьев и кустов. Много камня там ни к чему.

Идентификация графа

Грузино-аракчеевская тема — долгоиграющая. Так же, как и тема идентификации останков графа. Эксгумация состоялась ещё в 1999 году. Во время археологических исследований выяснилось, что через руины склепа проложена теплотрасса, а прах сановника разбросан на площади 5 квадратных метров. Было выявлено несколько сотен разрозненных и сильно фрагментированных человеческих останков, которые по большей части не могли принадлежать владельцу усадьбы. Дорогостоящую генетическую экспертизу пришлось отложить — лабораторий высокого уровня для проведения анализа палео-ДНК в стране не имелось. В 2010 году были получены образцы ДНК из скелетных останков матери Алексея Андреевича, которые обнаружились в полуразрушенном склепе церкви села Курганы Бежецкого района Тверской области.

По словам одного из кураторов чудовского проекта, советника генерального директора Новгородского государственного музея-заповедника Сергея ТРОЯНОВСКОГО, в настоящее время образцы останков, предположительно Аракчеева, находятся на исследовании в двух лабораториях: одна из которых в Германии, а другая — в Дании. Сами останки переданы в НИИ и Музей антропологии МГУ. Если будет доказано, что они принадлежат Аракчееву, логично было бы перезахоронить их в Грузине рядом с мемориалом. Но если бы всё упиралось только в идентификацию.

— С созданием мемориала тесно связана проблема переноса линии теплотрассы. А это ощутимые затраты — под миллион рублей, — сообщил Сергей Трояновский.

По мнению историка, должна появиться государственная программа об увековечении памяти таких людей, как Аракчеев. К ней могли бы подключиться самые разные структуры, в том числе и общественные, например, Военно-историческое общество.

Фото из архива "НВ" и с сайта liveinternet.ru