Воскресенье, 19 мая 2024

Резервный источник

Куда и как тратятся средства из Президентского фонда

В этом году Новгородская область получила финансовую помощь из резервного фонда Президента России. Благодаря этому на 25 социально значимых объектах, а это школы, больницы, интернаты, Дома культуры, ведутся ремонтные работы. Чтобы проверить, как расходуются федеральные средства, данные учреждения регулярно посещает главный федеральный инспектор по Новгородской области Вадим НЕПРЯХИН. О ходе ремонтов, о том, с какими сложностями сталкиваются и заказчики, и подрядчики, он рассказал «НВ».

— Вадим Николаевич, масштаб ремонтных работ, которые ведутся в настоящее время на средства резервного фонда Президента, сопоставим с объёмом программы модернизации, благодаря которой несколько лет назад приводились в порядок медицинские организации в области. Фактически у региона новая программа?

— То, что области выделены деньги, а это более 180 млн. рублей, связано не с программой: каждое учреждение документами, сметами подтверждает необходимость капитального ремонта. Так уж вышло, что только в этом году Новгородская область активно включилась в процесс получения денег из резервного фонда. Новый губернатор хорошо знает, как получить дополнительное финансирование из федерального бюджета. Он смог убедить Администрацию президента, что региону необходимы средства. В результате в этом году среди всех субъектов Северо-Западного федерального округа именно в Новгородской области больше всего учреждений, на ремонт которых выделены финансы из резервного фонда. Так, в среднем в округе по 2–3 объекта из региона получили деньги, в Новгородской области — 25.

— Во время инспектирования строительных работ на что в первую очередь обращаете внимание?

— Посещение объектов проходит по поручению полномочного представителя Президента Российской Федерации в СЗФО Николая Цуканова. Оцениваю две позиции: своевременность и качество строительных работ. Кроме того, эффективность использования выделенных средств будет оцениваться уже по итогам ремонтов. Многие учреждения, которые получили деньги, не один год, не одно десятилетие, а некоторые и с момента постройки не ремонтировались. Поэтому все ремонты крайне востребованы, и важно, чтобы они были сделаны на совесть. Некоторые объекты стараюсь посещать с интервалом в две недели, поскольку отчёты руководителей по ремонтам, которые ко мне поступают, не всегда соответствуют реальному положению дел. Приходится иногда подниматься и на крышу, чтобы убедиться, что она действительно ремонтируется должным образом.

— Тому есть реальный пример?

— Капремонт кровли корпуса отделения переливания крови Старорусской ЦРБ. Кровлю предполагается сделать даже чуть раньше намеченного срока. В Старорусской ЦРБ работают два подрядчика, и если ремонт крыши отделения переливания крови шел по графику, то в хирургическом отделении первоначально отмечалось отставание. Пришлось с подрядчиком серьёзно поговорить. И в последний мой визит в Старую Руссу увидел прогресс: подрядчик привлёк больше людей на объект и пошёл навстречу пожеланиям заказчика.

— Все строительные работы должны быть завершены до конца этого года, а между тем до него остался всего один месяц. Успеют ли подрядчики? И какие механизмы влияния есть на них?

— В основном на объектах — новгородские строители. Если вижу, что темпы недостаточные, обращаю их внимание на ответственность: ремонтируя школы, больницы, детские сады, они в конечном итоге работают для себя, своих детей, своих близких, своих соседей. Это один момент, а другой — взаимодействие с резервным фондом этим годом не заканчивается. И правительство области, учитывая предыдущий опыт, будет знать, с какой компанией можно сотрудничать, а с какой — нет. Кроме того, в контрактах прописаны чёткие сроки, условия получения денег, штрафные санкции. Ни один подрядчик не заинтересован в затягивании исполнения работ.

— А когда по этим контрактам строители получат деньги?

— Они их получают после выполнения работ. При этом одна из моих контрольных функций — чтобы с добросовестными подрядчиками был произведён полный и своевременный расчёт. Например, пять из семи подрядчиков, занятых ремонтом в психоневрологическом интернате «Добывалово» в Валдайском районе, свои работы уже закончили. К ним нет никаких претензий, и заработанные деньги им выплачены.

— Какие объекты вызывают у вас опасения, где ремонт может затянуться?

— Сейчас у меня есть уверенность, что на 90% объектов все работы выполнят в установленный срок. Что уже будет свидетельствовать, что регион с поставленной задачей справился, с ним можно работать и дальше. И всё же некоторые ошибки были. Например, есть риски невыполнения работ по ремонту крыши госпиталя ветеранов войн. Там неверно была оформлена проектно-сметная документация, поэтому возникают вопросы с завершением ремонта. Другой негативный пример — ремонт школы № 4 в Великом Новгороде. Была проведена соответствующая экспертиза, и все ответственные лица знали, что главная проблема строения — его просадка в грунт. Возникла она из-за того, что вода из прогнивших сетей уходит в почву. В результате на здании образовалась трещина. Но деньги на ремонт коммуникаций в рамках контракта не предусмотрели. Фасад обновили, а сети — нет, что могло бы привести к неэффективному использованию средств. В ситуацию пришлось экстренно вмешаться. Дополнительные деньги на обновление коммуникаций уже выделены из бюджета Великого Новгорода, ремонт сетей начался.

Объект особого внимания — ремонт Старорусской ЦРБ

— Подобная практика вынужденного софинансирования муниципальных бюджетов распространена в области?

— Школа № 4 — пока единичный случай. Но подрядчики нередко сталкиваются с тем, что предполагают один объём работ согласно проектно-сметной документации, а когда вскрывают полы, обшивку и т.д., обнаруживают совершенно другой. И тут надо искать компромисс и строителям, и руководителям учреждений. От одного из подрядчиков для обозначения незапланированных работ я услышал термин — «рождественский бонус». Подрядчик берется за свой счёт выполнить такие работы. Между тем я не ожидал, что возникнут сложности при ремонте фасада медицинского центра «Хелпер», где я увидел отставание от графика и недостаточное количество строителей. Там, кстати, часть выполненных работ уже переделывается. Согласно контракту, завершение ремонта должно состояться в ближайшие дни. Но подрядчик почему-то посчитал, что нужно было приехать главному федеральному инспектору и указать ему на необходимость привлечь на работы больше людей. По Холмской школе остаются вопросы — там только-только приступят к ремонту первого этажа и пандуса.

— Когда я присутствовала во время вашей инспекции в главном и детском корпусах Новгородского центра психиатрии (бывшей областной психиатрической больницы), услышала, как его главный врач высказал предложение: сэкономленные деньги от аукционов на ремонт в детском отделении и галерее пустить на ремонт других корпусов больницы. Насколько это реально?

— Сэкономленные деньги должны быть возвращены в федеральный бюджет. Но, по самой свежей информации, вопрос о том, чтобы поощрить рачительных руководителей учреждений и направить средства на очередные ремонты в их зданиях в будущем году, сейчас прорабатывается. Руководители учреждений, конечно, надеются снова войти в список заявок на получение денег из резервного фонда. Понятно и другое, что далеко не все бюджетные учреждения Новгородской области, нуждающиеся в срочном ремонте, смогли в него попасть в этом году. Однако тут следует грамотно подготовить пакет документов, требования со стороны администрации Президента — жесточайшие. Надо признать, регион поздновато включился в эту работу, поэтому уже в конце этого года нужно приступить к формированию заявок на 2018-й. И имеющийся негативный опыт с подготовкой документов поможет области избежать будущих ошибок.

— С одной стороны, в учреждениях всегда ждут, когда в них начнётся ремонт, а с другой — для их руководителей теперь он некий стресс: освоят они вовремя деньги или нет.

— С ремонтами своих учреждений директора и главные врачи имеют дело не в первый раз. Возможно, до этого они не сталкивались с такими жесткими требованиями и вниманием, и подрядчики получают оперативную критическую оценку. Надо сказать, что к контролю подключены и правительство области, и прокуратура, и специально созданная рабочая группа при главном федеральном инспекторе, в которую входят представители Счётной палаты Новгородской области, казначейства, управления Роспотребнадзора, органы исполнительной власти Новгородской области. Для всех важно не просто отчитаться, что всё исполнено, а получить совершенно другие условия на отремонтированных объектах, комфортные как для коллектива учреждения, так и для тех, кому, собственно, они предназначены: проживающим в социальных учреждениях, пациентам больниц, учащимся школ. Психоневрологические интернаты «Прошково» и «Добывалово», где большая часть ремонтных работ уже сделана на качественном, достойном уровне, пожалуй, лучшие тому примеры.

Фото Ольги Ивановой, представителя ГФИ, 

графика Сергея Нешкина