Воскресенье, 19 мая 2024

Кто видел в море корабли, не на конфетном фантике...

Морской центр капитана Варухина Н.Г. отметил 50-летний юбилей

Наши собеседники точно знают, что это — быть готовым к большой воде. Знают из опыта своего и своих воспитанников-курсантов. Передо мной два капитана, отец и сын: руководитель центра Николай ВАРУХИН и его заместитель — Аркадий ВАРУХИН. Непривычно: оба не в форме, но выправку не спрячешь. Говорят, прямо глядя в глаза собеседнику. Откровенно о том, что знают и что думают...

По программе «Квалифицированный матрос»

— На торжественной юбилейной церемонии прозвучало, что Новгородский КЮМ готовит проект по подготовке кадров в рамках реализации национальной технологической инициативы «Маринет». О чем идет речь?

Николай Варухин (Н.В.): Технологии меняются каждый день, и нам нужно поспевать за ними. Если на наших судах стоит усовершенствованное оборудование, соответствующее действующим требованиям, то вот в учебных классах теорию часто нечем подкрепить. Нужны симуляторы, создающие рабочие ситуации, что могут произойти в походах, — качка, шторм, заход в порт, шлюз, расхождение судов и так далее. Надеемся с помощью правительства области получить на эти тренажеры федеральное финансирование.

У штурвала Морского центра два капитана: Варухин-старший (слева) и Варухин-младший

— Насколько знаю, ваши образовательные программы стыкуются с учебными курсами мореходных училищ страны...

Н.В.: По этому пути мы пошли еще в советские времена. И как показала практика, правильно сделали. Многие наши выпускники, закончившие потом мореходку, говорили, что учиться там им было легко, потому что многое они уже знали и умели.

Мы поддерживаем контакты с ведущими морскими учебными заведениями, отправляем туда ребят по целевым направлениям. И до введения в России ЕГЭ десятки новгородских кюмовцев поступали. Теперь же приемные комиссии вынуждены на баллы за школьные экзамены обращать внимание, а не на реальную предпрофильную подготовку и желание пацанов идти на флот. Вот и получается, что не хватило одного-двух баллов, и отсеиваются мальчишки. А это неправильно.

— Сейчас в дополнительном образовании страны активно развивается такое направление, как кванториумы. Как вам кажется, не потеряются ли в погоне за этим новым технологическим обучением учреждения, подобные вашему?

Н.В.: А как вообще и с какого языка переводится «кванториум»? Я не совсем понимаю, чем призваны заниматься подобные организации. Сейчас сложно сказать, как массовое увлечение такими технопарками скажется на нашем направлении. Время покажет.

Аркадий Варухин (А.В.): Кванториумы должны быть, поскольку будущее действительно за робототехникой и IT-технологиями. Но при этом нельзя забывать и про другие виды технического развития детей. Да, стране нужны высокопрофессиональные инженеры, и есть смысл начинать их подготовку в кванториуме. Но сколько ребят за год пройдут там очень дорогостоящее обучение — 20—30 человек? А куда деваться остальным тысячам школьников, которые тоже мечтают достичь высот? В КЮМе мы обучаем ребят судовождению, электромеханике, рулевому делу, судомеханике, то есть даем предпрофессиональную подготовку по рабочим направлениям. Ведь ни одна гениальная идея ничего не стоит без продуманного и просчитанного её воплощения, которой и занимаются хорошо подготовленные, знающие свое дело рабочие. А вообще в настоящее время в нашем центре 12 учебных программ действует.

— Был период времени, когда в КЮМе 400 курсантов было. Сейчас их 700 человек. По-прежнему принимаете всех желающих?

А.В.: Да, никому не отказываем. И по-прежнему обучение у нас бесплатное. Но вы знаете, в течение учебного года отсеиваются ребята. Ленивые дети стали. И виноваты в этом во многом родители, педагоги. Не умеют и не хотят тинейджеры трудиться. В 80—90-е годы пацаны допоздна засиживались у нас — все изучали судовое устройство, стремились все на практике испробовать. А теперь их от гаджетов не оттащить. Но мы своим правилам не изменяем: и палубы курсанты драят, и вахту несут, и на камбузе работают. Кому не по нраву — уходят. Прокуратура регулярно проверяет, не слишком ли мы утруждаем учащихся. Не слишком. При-учать к труду нужно с малолетства.

— Любопытно, что среди ваших подопечных год от года все больше девчонок появляется...

А.В.: Ну, так они ничуть не хуже мальчиков осваивают премудрости морского дела, а порой и лучше. Но вообще увеличению курсанток есть объяснение. Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова, с которым мы давно сотрудничаем, предлагает направления, обучение по которым могут проходить и девушки. Это туризм, береговое хозяйство, управление, экономика и другие. И новгородские школьницы не упускают возможности поступить туда, тем более что мы выдаем целевые направления абитуриентам.

Доковый ремонт

— На последнем заседании Новгородской областной Думы поднимался вопрос выделения дополнительных бюджетных средств Морскому центру капитана Варухина на следующий год. На какие нужды?

А.В.: Раз в пять лет суда должны проходить докование, то есть осмотр, ремонт и покраску подводной части. Без этого они лишаются права выхода из порта. Учредителя о необходимости постановки кораблей в док в Санкт-Петербурге мы извещаем загодя — года за полтора точно, поскольку речь идет о больших суммах. Чтобы успеть привести в порядок судно к навигации, деньги необходимо иметь в первом квартале года. Но часто выделение средств затягивается. В итоге ремонт теплохода «Михаил Балабан» был завершен лишь к окончанию навигации. А ведь летом мы обязаны выполнить госзадание по плавпрактике — в этом году 350 курсантов в походах на деле закрепляли полученные умения и навыки по морскому делу.

Но с «Михаилом Балабаном» мы все же выкрутились — на нем в походе могут разместиться 20 курсантов, которых мы перебросили на другие два корабля. А вот в следующем году нужно ремонтировать наш флагман — теплоход «Господин Великий Новгород», рассчитанный на 40 курсантов в походе. На его докование требуется 12 млн. рублей! Если ремонта не будет, судно встанет на прикол. И если учесть, что оно возрастное, то через год можно будет говорить о невозможности его дальнейшей эксплуатации. Оно в металлолом превратится. Вот об этой сумме и шла речь на заседании областной Думы.

— Набрала в Интернете в поисковике: клубы юных моряков в России. Вышло всего около 20 названий...

Н.В.: В основном это кружки, не имеющие судов. В Советском Союзе движение кюмовцев насчитывало более трех миллионов человек — было 382 корабля на 500 клубов. В настоящее же время в России и десятка центров не наберется с судами. Вот такая арифметика.

А.В.: При этом цифры официальной статистики часто подтасовываются. Так, беседуем с коллегами из Архангельской области. Говорят, что у них два катера «Ярославец». Однако они не ремонтируются и давно уже на приколе. Ходить на них невозможно, и по-хорошему суда подлежат списанию. Но клуб намеренно не идет на это, поскольку тогда и в отчетах нужно будет отображать данный факт. Другой пример: на одном из совещаний рассказывает человек о 40 яхтах. Когда же детально его расспросили, выяснили, что это коммерческий клуб, члены которого выделили всего три яхты для обучения ребятишек.
Печально то, что в стране теперь днем с огнем не сыскать КЮМы. И то, что подтасовкой фактов зачастую занимаются не только чиновники, но и сами руководители детских центров.

В порту не значится

— А какова сейчас ситуация в зарубежных организациях морских кадетов? Возможно, экономический кризис и по ним больно ударил?

Н.В.: Не без этого, конечно. Однако подопечные Международной Ассоциации морских кадетов, в которую входят 19 стран, и по сей день находятся на полном государственном обеспечении. И только в России, которая тоже в составе ассоциации, это правило не действует.

Что же касается того, как обстоит дело в конкретных клубах, то приведу пример эстонского города Нарва. Евросоюз выделил три миллиона евро тамошнему детскому парусному клубу на обновление базы. Руководитель, к слову, русский человек, новое учебное здание построил, эллинги для ремонта, закупил шлюпки.

Так что в Европе даже в кризис не забывают о кадровом потенциале. А у нас...

— А у нас в России, по вашему мнению, не заинтересованы в кадрах?

А.В.: Нет, судя по тому, что происходит с КЮМами. Как-то во время Первой мировой войны адмирал Балтийского флота Николай Оттович фон Эссен в разговоре с другим адмиралом, Александром Васильевичем Колчаком, сказал, что флот нуждается в исключительно грамотных кадрах. Так вот это его высказывание и сегодня не потеряло актуальности.

Пока наши мореходки и высшие учебные заведения выдерживают планку и качественно готовят выпускников, которые востребованы во всех странах, имеющих флот. Но есть большая проблема с судостроительными специалистами, поскольку транспортные суда производим в очень ограниченном количестве, пассажирские никогда и не делали. Речной флот практически прекратил существование. Россия не строит суда и не закупает их за рубежом.

В связи с этим понятно, что и наши технологии устарели. Судостроительная верфь в компании «Hyundai» собирает вот такие танкеры (показывает на фотографию. — Прим. авт.), размер палубы которых — 400 метров, за три недели! Для сравнения: в нашей стране на военный корабль среднего класса уходит два года.

Н.В.: В советские годы каждое пятое судно, я не имею в виду ВМФ, ходило под флагом СССР, в каждом порту были наши корабли. Сейчас, если мы откроем интернет-приложение, которое в режиме реального времени позволяет отследить движение, увидим лишь единичные суда под флагом РФ. На Севере пока еще ПАО «Совкомфлот» держит свою флотилию. Но это капля в море...

Персональная ответственность

— За полвека у Новгородского КЮМа не раз бывали сложные времена, тупиковые ситуации. И тем не менее вы не отступили, не оставили дело, хотя ведь были выгодные предложения...

Н.В.: Помню, звали на ледокол, а это, по сути, домашнее судно в том плане, что в рейсе только зимой. Квартиру в Ленинграде обещали, а наша семья тогда в Новгороде в одной комнате ютилась. Потом еще было предложение взяться за создание КЮМа в городе на Неве. И я даже было согласился. Но у курсантов, когда им об этом объявил, в глазах была такая печаль, что не смог уехать и отказаться от них. О чем нисколько не жалею. Ну, куда я без КЮМа, своего коллектива и юнг!

А.В.: Ну а я вырос в клубе. Пошел по родительским стопам — получил морское образование, ходил в плавания. Затем занимался бизнесом. В 2001 году пришел трудиться в КЮМ. Тогда клуб развивал туристическое направление, и отец пассажирской службой занимался, где проблем было много. Я начал помогать наводить порядок. Вот с тех пор и не могу расстаться с КЮМом. Да и не хочу.

Да, работать с курсантами сложно. Но когда дети и родители тебя от души благодарят, понимаешь, что оно того стоит.

— И последний вопрос: о большой воде действительно мечтают романтики?

Н.В.: (отрицательно качает головой и звучно смеется...).

А.В.: У моряков суровые будни. Какая уж тут романтика. Как говорится: «Кто видел в море корабли, не на конфетном фантике, кого дерут, как нас драли, тому не до романтики».

Фото из архива Морского центра капитана Варухина