Понедельник, 23 декабря 2024

Без права на ошибку

Экспозиция дополнена экспонатами Зала Воинской славы

Память о новгородцах, занимавшихся разминированием территории области в 1944—1946 годах, требует увековечивания

Работы по разминированию начались в области в 1944 году, сразу же после завершения 1 марта Ленинградско-Новгородской стратегической наступательной операции. Война ушла, но оставила после себя смертельную опасность — неразорвавшиеся боеприпасы. Основная нагрузка по очистке городов, деревень, полей и лесов от мин тогда легла на плечи гражданских — на команды Общества содействия обороне, авиационно-химическому строительству (Осоавиахим) СССР.

Их сформировали в 18 районах, находившихся в зоне немецко-фашистской оккупации. В составе групп — в основном юноши и девушки, которые, рискуя своей жизнью, занимались разминированием. К сожалению, их труд, часто граничивший с подвигом, не был оценен государством. О бойцах Осоавиахима незаслуженно забыли.

Историко-документальная выставка «Без права на ошибку», открывшаяся в Государственном архиве Новгородской области (ГАНО), — это попытка привлечь внимание к судьбам этих людей. Сколько их? Только по одному из итоговых отчётов за 1945 год, требовалось подготовить 1,5 тыс. минёров. Они проходили ускоренный 70-часовой курс и отправлялись сразу на участки, которые предстояло обезвредить. Учитывались и производительность, и выполнение нормы — в день необходимо было убрать от взрывоопасных веществ 1,5 гектара площади.

Исследования темы новгородского Осоавиахима должны быть продолжены, считает Николай Салоников

— Они сделали не меньше, чем солдаты на фронте. В 44—46-х годах разминирование было авральным — нужно было в короткие сроки очистить от боеприпасов большие площади для того, чтобы население могло мирно жить, возделывать землю, заниматься лесозаготовками и не бояться подорваться на мине. «Сюрпризов», оставленных врагом, было достаточно много. На плакатах Осоавиахима, в изданиях инженерных войск Ленинградского фронта: листовках, инструкциях можно прочитать, что немцы минировали трупы, вещи, дверные проёмы изб, — рассказал куратор экспозиции, заместитель директора ГАНО Николай САЛОНИКОВ.

На выставке представлено около 90 документов, среди которых — карты, чертежи по разминированию, списки бойцов-минёров, разнарядки, удостоверения, отчёты и воспоминания. Последние, кстати, записаны известным новгородским журналистом Александром Орловым. А в строчках машинописного текста — обида.

— До начала 90-х годов участники разминирования, даже те, кто был отмечен нагрудным знаком «Отличный минёр» или Почётной грамотой Новгородского облисполкома, не имели никаких льгот. Они были призваны как гражданские. Мало того, что им практически не платили, их редко представляли к правительственным наградам, стаж минёров не был зафиксирован в их трудовых книжках, — пояснил Николай Салоников. — Потрясают сюжеты о том, в каких условиях они жили. Сохранились описания будней бойцов, занимавшихся разминированием в Новгороде. Спали они на полу, прямо на досках, горячую пищу получали один раз в день, по нескольку дней не посещали баню. Из команды в 52 человека на работу выходили только 11, поскольку остальные были либо больны, либо не имели обуви.

Через несколько месяцев выставка переместится в виртуальное пространство. Познакомиться с документальными свидетельствами тех событий можно будет на сайте «Архивы Новгородской области», возможно, кого-то они побудят к исследованиям, а кого-то — к размышлениям.

Владимир МАЛЫГИН (фото)