Школьный учитель технологии вполне может зародить у детей интерес к творчеству
Алёна САЛОНИКОВА пришла на встречу с игрушками. Новогодними. Сделанными её руками.
— Может, помните, в советские годы много было игрушек из ваты, обработанной клейстером. Я эту же технологию применяю, но с использованием современных материалов. Результат сами видите — яркие ёлочные украшения, которые, к слову, любой может дома сделать сам, — начинает беседу Алёна Викторовна.
Она — учитель технологии средней школы №17 Великого Новгорода и педагог дополнительного образования.
— Рукоделием занимаюсь с детства. После окончания школы начала вести кружки. Потом получила специальность, совмещая профессиональную деятельность и учебу, — рассказывает Алёна Викторовна. — Несколько лет трудилась в дополнительном образовании, привлекая ребятишек к различным видам рукоделия. Занимаясь дома со своими детьми и в школе с учащимися, открыла для себя солёное тесто, как очень пластичный и удобный материал. И даже авторскую образовательную программу разработала по лепке из него. В гимназии «Исток», где я много лет отработала, у меня как у педагога допобразования нагрузка была больше одной ставки. Дети с удовольствием посещали кружки, где мы делали народную игрушку, вышивали, шили, вязали, занимались декупажем, росписью по дереву, плетением, в том числе из бересты, лепкой из соленого теста и пластилина...
Начало двухтысячных стало для Салониковой удачным этапом в педагогической деятельности — она разработала еще одну авторскую программу «Рукоделие», участвовала вместе с воспитанниками в различных творческих программах и выставках, в 2009 году стала победителем конкурса лучших учителей России в рамках национального проекта «Образование».
— А потом, достигнув определенного уровня, приняла решение на время оставить школу — захотела снова стать мамой. В общем, ушла в декрет за третьим ребенком. Но так получилось, что задержалась в отпуске по уходу на целых восемь лет, так как родила третьего, четвертого и пятого малышей, — улыбаясь, говорит собеседница.
Но домашний быт, как ни старался, все же не сумел полностью поглотить мастерицу. За прошедшие годы Алена Викторовна освоила новые виды рукоделия — обработку пластика, ткачество, работу с текстилем, войлоком. И все потому, что на первый план вышла игрушечная тема.
— Ну куда же без игрушек, когда в семье столько детей! — приводит самый главный довод Салоникова. — Я делаю авторскую, текстильную, грунтованную, будуарную, чердачную, народную куклу. Поэтому мне пришлось освоить новые виды рукоделия. В прошлом году прошла выставка моих работ «Сказка за сказкой» в Новгородском музее-заповеднике. А три недели назад состоялось открытие персональной экспозиции в Архангельске в музее «Малые Корелы», где представлено более 20 авторских кукол — по большей части сказочная нечисть, но только та, что может быть доброй и полезной для людей. Ну, например, Баба Яга, Домовой, Дрема, Мокруха...
И вот в этом году, наработав в домашних условиях солидный творческий опыт, учитель технологии Алёна Салоникова вернулась в образование.
— Сейчас возвращается понимание ручного труда. Люди пресытились унифицированными товарами, им хочется носить уникальные вещи, жить в интерьере, не похожем на другие. И сделать все это можно самим, — убеждена педагог. — Но начинать закладывать основы домоводства следует в детстве. И очень многое в этом деле зависит от учителя. К сожалению, в школах сейчас практически не осталось мужчин-трудовиков. И нам, женщинам, приходится учить мальчишек мужскому ремеслу. Скажем, можно, давая обязательную образовательную программу по технологии, делать упор на домашний ремонт или на резьбу, выжигание по дереву. При этом важно, чтобы в школах были специализированные мастерские. Однако они есть не во всех общеобразовательных заведениях Великого Новгорода. Вот и в школе №17, что в микрорайоне Волховский, таких помещений нет. И пока, признаюсь, приходится сложно. Однако выходом может стать внеурочная деятельность или мастер-классы по отдельным направлениям.
В сентябре, в первый свой рабочий день Алена Викторовна привезла на уроки часть своей кукольной коллекции и на ее примере рассказывала детям, что и как можно делать своими руками, какого уровня достичь.
— Некоторые из моих нынешних учеников сразу стали расспрашивать о коммерческом успехе кукольного увлечения, прикидывая, стоит ли серьезно им заниматься в будущем с точки зрения зарабатывания денег, — делится наблюдениями педагог. — Другие загорелись каким-то конкретным видом рукоделия и хотели бы только ему уделять время на занятиях технологии. Третьи же готовы все блоки программы проходить, делая предписанные учебные изделия, но импровизируя при их изготовлении, привнося свое видение. И вот именно к подобному творческому отношению я и стараюсь подвести каждого школьника на уроках технологии.
Остается добавить, что сейчас Алена Салоникова вместе с ребятами готовится принять участие в городском конкурсе по шитью «Модница». И ничего, что в их школе нет специализированных мастерских, — дети и педагог нашли вариант: наряды будут придумывать и делать для кукол...
Фото Владимира Малыгина