Суббота, 30 ноября 2024

Добро пожаловать в наше захолустье

Мирослава Иванова считает, что влияние людей на реку Прикша пока незначительное. Педагог Вера Петрова делает упор на слово «пока» и добавляет, что ситуация может измениться, так как туристов становится больше

Знание истории своего края приносит победу на Всероссийских и международных конкурсах

Любытинской средней школе — 120 лет. Директор учреждения Марина ЕРШОВА первым достижением называет многолетнюю стабильную работу учреждения, которая возможна только благодаря сплоченному коллективу:
— Из 28 педагогов 20 — выпускники нашей же школы. Причем в последние три года мы приняли на работу пять молодых специалистов, привлечь которых помогла администрация района, выделив им служебное благоустроенное жилье.

А вот вторым достижением директор школы считает активную исследовательскую работу, которую учащиеся проводят совместно с педагогами.

— Проектная деятельность согласно федеральным государственным стандартам является обязательной для ребят. И оценка за итоговую исследовательскую работу вписывается после окончания 9 класса в аттестат, — рассказывает Ершова. — Мы пошли по схеме вузов, когда преподаватели являются руководителями проектов, предлагая ребятам темы для изучений, варианты натурных, лабораторных, архивных и других методов сбора, анализа, обобщения информации. Школьный проект может отталкиваться от проблемы, например, была работа по изучению химического состава воды из колодцев Любытина. Или же школьник делает упор на историко-культурную детализацию каких-то событий прошлого, литературных произведений. Так, одна из наших старшеклассниц в макете представила обстановку гостиной Лариных из романа Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин».

Историк школы Нина САМОВОЛЬКИНА убеждена, что изучать этот предмет нужно от частного к общему, то есть для школьников история страны должна начинаться со своей семьи, улицы, деревни, поселка, города...

— Когда я начинаю рассказывать пятиклассникам о проектах, многие рвутся открывать неизведанное в истории Древнего мира, который в этом классе изучают. Но я всегда предлагаю обратить взоры на свою семью. Поначалу, бывает, выражают неудовольствие и нежелание, мол, нет ничего интересного в их родословной. Но потом, когда поговорят дома со взрослыми, фотографии пересмотрят, старые документы перечитают, отношение меняют. Был у меня один пятый класс из 20 человек, и 14 из них после своих изысканий несли на 9 Мая в шествии Бессмертного полка портреты своих прадедов, о жизни которых к тому моменту знали уже очень многое, — говорит Нина Анатольевна.

Неудивительно, что при таком подходе работы подопечных Самоволькиной часто становятся победителями районного и областного этапов Всероссийского конкурса исследовательских краеведческих работ учащихся «Оте-чество». И как раз сейчас историк вместе с учащимися готовит новые доклады. Один из них будет посвящен семейной истории — прабабушка мальчика всю Великую Отечественную войну прослужила водителем, и её китель с наградами и по сей день бережно хранят в доме.

Другая работа исследует научные топонимические версии и легенды о происхождении названий населенных пунктов Любытинского района. Таким изучением учащиеся школы райцентра занимаются уже давно, поскольку географических названий в округе более 300.

— Почаще приезжайте в наше захолустье! — задорно и со смешинкой в глазах произносит Нина Самоволькина. И добавляет, что «холуст» означает ограду, и, следовательно, «захолустье» — это селение за оградой, то есть город.

Если Всероссийский конкурс «Отечество» хорошо знаком любытинским учащимся и их наставникам, то вот на Международное состязание «Созвездие талантов» школа заявилась в этом году впервые. И, как выяснилось, не зря — десятиклассница Мирослава ИВАНОВА за работу «Мониторинг за водными и геологическими объектами реки Прикша» удостоена высшей награды в номинации «Наука-экология».

Сама победительница, правда, скромно говорит, что лишь завершила начатое несколько лет назад другими ребятами исследование. Руководитель же проекта, учитель биологии Вера ПЕТРОВА, уточняет, что обобщение большого объема полученных натурных данных по влиянию человека на уникальную долину реки потребовало от старшеклассницы усердия, умения анализировать и сопоставлять факты. К тому же девочка привлекла к работе сотрудников Любытинского краеведческого музея. И эта совместная экспедиция натолкнула школьницу на новую гипотезу, которую ей еще предстоит подтвердить или опровергнуть...

Фото Людмилы Данилкиной