Новгородцы на публичных слушаниях активно обсуждали областной бюджет - считает Вероника МИНИНА, первый заместитель главы Администрации Новгородской области.
Впервые за годы моей работы общественники на публичных слушаниях выступили с анализом некоторых статей трехлетнего бюджета.
Документ, как известно, был на днях принят в первом чтении депутатами областной Думы. Общественники получили за неделю проект бюджета и разъяснения по нему.
Безусловно, нас всех тревожит рост субсидий на услуги ЖКХ — это примерно 800 миллионов рублей.
Эти деньги покрывают разницу между суммами, которые платит население, и ценой услуг коммунальных организаций. Представители Общественной палаты обратили на это свое и наше внимание.
Чиновники эту проблему знают и пока вынуждены решать ее за счет бюджета. Новгородцы не платят за коммуналку, как в Пскове, 100 процентов (исключение составляет Великий Новгород, да и то льготным категориям населения часть затрат компенсируют). В Хвойнинском районе, к примеру, население оплачивает 47 процентов, и это, наверное, самый большой показатель. Более того, в ряде районов области по отдельным коммунальным услугам доля платежей населения составляет менее 30%. Остальное доплачивается из бюджета.
Общественники предлагают брутально срезать коммунальщикам «на глазок» миллионов 200. Кто возместит разницу? Ответа у них нет. По умолчанию, видимо — население. Руководство области пойти на это не может, поскольку это приведет к созданию социальной напряженности в сельских районах.
Мне кажется, стыдно превращать элементарное незнание экономических процессов в базу для политического критиканства
Проблема поднята, а решение пусть ищут другие? Я хочу, чтобы те люди, которые позиционируют себя как представители населения, — неважно, будь то некоммерческие организации, Общественная палата, депутатский корпус — подходили к критике работы власти профессионально. Безусловно, мне нравится, когда общественники работают конструктивно, и власть всегда рада «третьему глазу». Однако тем, кто критикует, необходимо глубоко понимать суть явлений, быть ответственными за выдвигаемые предложения, а не просто радовать публику острым словцом.
Составителям бюджета ставят в вину растущий дефицит. Дескать, планировали столько-то, к началу следующего года он оказался значительно увеличен. Нынешний пример — это миллионы заемных рублей из федерального центра на строительство третьего моста. Эти деньги частично не потрачены, потому что стройка приостановлена как раз для оптимизации расходов. Тому, кто хоть немного знаком с Бюджетным кодексом, известно: в случае образования неиспользованных средств федерального бюджета на начало года дефицит бюджета в соответствии с законодательством будет увеличен на сумму неиспользованных остатков. Автоматически. Так происходит и сейчас. Увеличение дефицита областного бюджета по другим причинам не планируется. Мне кажется, стыдно превращать элементарное незнание экономических процессов в базу для политического критиканства.
Неплохие были предложения от общественности по модернизации здравоохранения, с ними сейчас работает профильный комитет. Уверена, что ко второму, окончательному чтению проекта бюджета мы увидим результаты. На предварительных слушаниях в депутатской комиссии по бюджету мы услышали также несколько хороших идей, которые планируем внести в распределение бюджетных средств. Например, добавить финансирование на паспортизацию объектов культурного наследия. Кроме того, постараемся рассмотреть предложение о возможности применять региональный материнский капитал — 100 тысяч рублей — при строительстве газовой разводки к домам, именно в той части, за которую платит домовладелец. Это как раз и есть те идеи, что подсказывает сама жизнь. Давайте будем делать ее лучше. Вместе.