{thumbimage 150px 1}Новгородцам представили уникальный проект аналоговой реконструкции росписи храма
Впервые изображение церкви Спаса на Нередице я увидела еще в школьные годы в учебнике истории. Помню, там говорилось о храме, возведенном в 1198 году, как об уникальном образце древнерусской архитектуры.
Впервые изображение церкви Спаса на Нередице я увидела еще в школьные годы в учебнике истории. Помню, там говорилось о храме, возведенном в 1198 году, как об уникальном образце древнерусской архитектуры.
О том, что мастера запечатлели в камне особый тип церковной красоты, в котором оказались сплавлены импульсы, идущие от византийской и южнорусской архитектуры, и черты, свойственные только новгородскому зодчеству. Утверждалось, что в Нередице нет нарочитости, нет ничего на показ. А красота храма достигается чисто архитектурными приемами - линией, плоскостью, объемом и ритмикой их сочетания. Много говорилось и об особенностях фресковой росписи этой церкви...
Когда переехала жить в Новгород и начала изучать достопримечательности, доехала до Спаса на Нередице. И огорчилась, узнав, что храм сильно пострадал во время Великой Отечественной войны, что позже его восстановили, но настенная живопись почти полностью утрачена, и что увидеть былую красоту отныне можно лишь в учебниках да на старых фотографиях.
Но, как оказалось, обретение утраченного иногда все же возможно. Два года назад ученые из Великого Новгорода и Санкт-Петербурга решили попробовать сделать аналоговую реконструкцию росписи храма. Результат их трудов первыми могут оценить новгородцы - экспозиция представлена в здании Присутственных мест в кремле.
{thumbimage 150px 1}- После войны внутри церкви и снаружи собирали фрагменты фресок. Сейчас в мастерских их более 300 тысяч, - рассказывает реставратор Новгородского объединённого музея-заповедника Татьяна РОМАШКЕВИЧ. - Работа с ними идет постоянно. Кроме того, в нашем распоряжении огромный фотографический материал, показывающий, как выглядел когда-то храм.
По словам руководителя проекта «Нередица. Связь времен» профессора Санкт-Петербургского государственного университета Татьяны ЛАСКИ, в самой святыне сохранилось всего лишь порядка 15% росписи на стенах, но зато на сегодняшний день имеется внушительный объем документальных изображений всех стен, позволяющий работать над реконструкцией:
- Начали мы с композиции «Страшный суд», от которой в церкви сохранилось всего около 5%. В начале проекта думали, что нас ждет чисто техническая работа - переведем в цифровой вариант имеющие фотографии, получим готовое изображение и смоделируем на компьютере роспись. Но не тут-то было. Документальных изображений много, но все они разного качества, сняты в разное время, с разных точек, поэтому и погрешности большие. Было и такое: искажения ликов святых на двух квадратных метрах доходили до 20 сантиметров. Но мы поставили себе задачу: сделать живописную реконструкцию в масштабе 1:1. И добились этого. Другая возникшая проблема - цвет росписи. Встал вопрос: мы хотим видеть композицию «Страшный суд» такой, как в XII веке, или какой бы она могла быть сейчас, если бы сохранилась в храме? Но и тут мы решили строго придерживаться документальных данных.
Татьяна Ромашкевич сказала, что не удалось, как ни старались, приблизить компьютерный вариант реконструкции к подлинному изображению - больно уж неживые лица выходили у апостолов, не было в них той духовности и эмоциональности, которая присутствует на фресках. И тогда возникла идея делать авторскую роспись.
- То, что вы сейчас видите в новгородском музее, - это холсты. Четверо ученых, а все мы художники-монументалисты, писали картину, не по трафарету обводя изображения, а сами. Но при этом строго придерживались созданной авторской схемы реконструкции, - показывая на композицию, объясняет Татьяна Ласка. - На это ушел целый год. Но мы еще в самом начале пути. Перед вами всего лишь небольшая часть композиции «Страшный суд». Мы уже занялись обработкой документальных изображений другой, но схожей по стилистике с этой сцены - «Крещение». Так что работы предстоит еще много.
По утверждению ученых, восстановить на стенах церкви фресковые росписи невозможно. Но проект «Нередица. Связь времен» вдохнул вторую жизнь в храм. Заключительным этапом работы должна стать компьютерная трехмерная модель святыни, доступная для просмотра любому и каждому. Кроме того, полотна живописной реконструкции могут объехать весь свет, демонстрируя миру величие и неповторимость русского искусства.
Когда переехала жить в Новгород и начала изучать достопримечательности, доехала до Спаса на Нередице. И огорчилась, узнав, что храм сильно пострадал во время Великой Отечественной войны, что позже его восстановили, но настенная живопись почти полностью утрачена, и что увидеть былую красоту отныне можно лишь в учебниках да на старых фотографиях.
Но, как оказалось, обретение утраченного иногда все же возможно. Два года назад ученые из Великого Новгорода и Санкт-Петербурга решили попробовать сделать аналоговую реконструкцию росписи храма. Результат их трудов первыми могут оценить новгородцы - экспозиция представлена в здании Присутственных мест в кремле.
{thumbimage 150px 1}- После войны внутри церкви и снаружи собирали фрагменты фресок. Сейчас в мастерских их более 300 тысяч, - рассказывает реставратор Новгородского объединённого музея-заповедника Татьяна РОМАШКЕВИЧ. - Работа с ними идет постоянно. Кроме того, в нашем распоряжении огромный фотографический материал, показывающий, как выглядел когда-то храм.
По словам руководителя проекта «Нередица. Связь времен» профессора Санкт-Петербургского государственного университета Татьяны ЛАСКИ, в самой святыне сохранилось всего лишь порядка 15% росписи на стенах, но зато на сегодняшний день имеется внушительный объем документальных изображений всех стен, позволяющий работать над реконструкцией:
- Начали мы с композиции «Страшный суд», от которой в церкви сохранилось всего около 5%. В начале проекта думали, что нас ждет чисто техническая работа - переведем в цифровой вариант имеющие фотографии, получим готовое изображение и смоделируем на компьютере роспись. Но не тут-то было. Документальных изображений много, но все они разного качества, сняты в разное время, с разных точек, поэтому и погрешности большие. Было и такое: искажения ликов святых на двух квадратных метрах доходили до 20 сантиметров. Но мы поставили себе задачу: сделать живописную реконструкцию в масштабе 1:1. И добились этого. Другая возникшая проблема - цвет росписи. Встал вопрос: мы хотим видеть композицию «Страшный суд» такой, как в XII веке, или какой бы она могла быть сейчас, если бы сохранилась в храме? Но и тут мы решили строго придерживаться документальных данных.
Татьяна Ромашкевич сказала, что не удалось, как ни старались, приблизить компьютерный вариант реконструкции к подлинному изображению - больно уж неживые лица выходили у апостолов, не было в них той духовности и эмоциональности, которая присутствует на фресках. И тогда возникла идея делать авторскую роспись.
- То, что вы сейчас видите в новгородском музее, - это холсты. Четверо ученых, а все мы художники-монументалисты, писали картину, не по трафарету обводя изображения, а сами. Но при этом строго придерживались созданной авторской схемы реконструкции, - показывая на композицию, объясняет Татьяна Ласка. - На это ушел целый год. Но мы еще в самом начале пути. Перед вами всего лишь небольшая часть композиции «Страшный суд». Мы уже занялись обработкой документальных изображений другой, но схожей по стилистике с этой сцены - «Крещение». Так что работы предстоит еще много.
По утверждению ученых, восстановить на стенах церкви фресковые росписи невозможно. Но проект «Нередица. Связь времен» вдохнул вторую жизнь в храм. Заключительным этапом работы должна стать компьютерная трехмерная модель святыни, доступная для просмотра любому и каждому. Кроме того, полотна живописной реконструкции могут объехать весь свет, демонстрируя миру величие и неповторимость русского искусства.
Людмила ДАНИЛКИНА
Фото автора
Фото автора