Вторник, 16 июля 2024

Из боя не вернулись

{thumbimage 150px 1}Сооружение памятника воинам, погибшим в локальных военных конфликтах, пока не стало делом многих
Наша газета уже писала о том, что к Дню ВДВ в областном центре силами Новгородского отделения Союза десантников России был установлен закладной камень памяти 127 солдат-новгородцев, погибших в локальных войнах. Установлен - в долг. Союз десантников бросил клич о помощи в сборе денежных средств на покрытие долга и продолжение работ.
В первую очередь просьба была обращена к главам районов, ведь погибшие ребята есть в каждом из них.
Мы очень надеялись, что после нашей публикации и показа сюжетов по телевидению дело сдвинется с мертвой точки. В некотором роде так и получилось. Но, по большому счету, на местах не спешат выполнить свой долг перед погибшими земляками.
Установка памятного знака обошлась в 500 тысяч рублей. Но этим не исчисляются все средства, необходимые мемориалу. К 9 мая следующего года в планах у Союза десантников изготовить таблички, на которых будут выгравированы имена всех погибших солдат. Их изготовление и установка обойдутся в общей сложности в 250 тысяч. Но самой заветной мечтой председателя Новгородского отделения Союза десантников России Александра ТАРАСОВА остается установка полноценного памятника, хотя бы к 9 мая 2015 года. Однако для этого потребуется никак не меньше полутора миллионов рублей.
- Спустя месяц после установки знака мы не получили никакой помощи ни от одного главы района, - прокомментировал он. - Однако материальную поддержку обещали группа компаний «Ритек», «Проектстрой» и «Су-5», есть и другие бизнес-структуры, на которые мы можем рассчитывать. Так как сам я являюсь главой Батецкого района, могу заявить, что мой резерв, последняя моя граната - это батецкий бизнес, уж он-то, несомненно, включится в этот проект.
Впрочем, не все чиновники проигнорировали просьбу о помощи. Памятный знак уже взяла на свой баланс администрация Великого Новгорода, теперь обслуживание комплекса будут осуществлять городские службы.
Надежда, как и положено, умирает последней. Мы надеемся, что чиновники и бизнесмены окажут Союзу десантников посильную помощь, поэтому продолжаем публиковать живые истории солдат, принимавших участие в локальных военных конфликтах или погибших на чужой земле.
Возвращение
2000 год. Вторая чеченская кампания.
От лопастей вертолета поднимается сильный ветер. В черных полиэтиленовых пакетах на земле лежат тела молодых солдат, федералов, как их здесь называют. Плечом к плечу, в несколько рядов, много мальчиков. Сейчас они полетят к мамам в последний раз.
Вертолет садится, начинается погрузка. Пакеты носят два безусых юнца. Такие же солдаты, как и те, что лежат в пакетах. Форма на них болтается, глаза безразличные. Сколько они уже переносили таких грузов. Один, второй, третий, один, второй, третий... Все. Больше не влезает. Лопасти снова набирают обороты. Сейчас прилетит новый вертолет, и снова надо грузить. Вертолеты садятся и улетают, один, второй, третий... Мальчики улетают к мамам. Но по телевидению упорно продолжают говорить: это не война.
За погрузкой наблюдает командир штурмового отделения спецназа Сергей Соломин. У Сергея Валерьевича впереди представление к самой дорогой в его жизни медали - «За отвагу». А еще мучительные часы воспоминаний, сны и думы: в чем ошиблись, за что воевали и кому это было выгодно? Потому что домой, в Новгород, в цинковом гробу он повезет товарища, погибшего при зачистке села Комсомольское. Его тоже звали Серегой, навеки 26-летнего младшего лейтенанта Герасимова.
Село Комсомольское, при зачистке которого погиб Сергей Герасимов,  - родное село чеченского полевого командира Руслана Гелаева. Каждый дом  - крепость, стены подвалов бетонные, они легко выдержат бомбовые удары. Есть подземный ход, пронизывающий село и соединяющий эти подвалы, повсюду схроны оружия, ловушки, растяжки.
В марте при зачистке Комсомольского в тяжелую боевую ситуацию попал питерский отряд спецназа «Тайфун», двое бойцов погибли. Бой велся такой интенсивный, что тело одного из них товарищи не успели вынести в тыл. Это трагедия. На помощь «Тайфуну» начали стягивать другие отряды, в их числе был и новгородский - Сергея Соломина, который стоял в Урус-Мартане, в восьми километрах.
Новгородцы вошли в село 15 марта и начали прочесывать его с севера на юг. 15 марта - удачный день. При поддержке СОБРа и «Тайфуна» с флангов, удалось пройти около 700 метров, практически до мечети, которая стоит в центре села. Велись локальные схватки и перестрелки, Сергей Герасимов лично уничтожил двух боевиков, одного удалось обезоружить и взять живым. А потом наступила яркая, подсвеченная зажигательными снарядами чеченская ночь.
Ночью не повоюешь. И отряд совершил тактическую ошибку: отошел назад со своих позиций - к базе, где питание, боеприпасы, бронезащита. Утром по радиосвязи было получено сообщение о том, что к отряду прибудет грузовик с боеприпасами. Еще до его прибытия начался обстрел. После прибытия усилился - боевики понимали, что новгородцам привезли не конфеты. Герасимов занимал позицию под стеной дома. В тот момент, когда он решил поменять место, в стену попал снаряд. Сергей не мучился. От полученных ран скончался сразу.
В период с 6 по 18 марта 2000 года хорошо подготовленные отряды спецназа потеряли 18 человек. Новгородский отряд после смерти Сергея из-за потерь боевого состава был выведен из Комсомольского. По телевизору продолжали уверять: это - не война.
Сергей Соломин уже пять лет как не служит в спецназе. Сейчас он - заместитель начальника УФСИН по Новгородской области. Но стать бывшим спецназовцем вряд ли возможно. Он побывал и в первой, и во второй чеченской кампаниях, но вспоминать о них не любит. Сегодня многие события тех дней выглядят и яснее, и чудовищнее.
- В этом конфликте не было ясно, кто - твой враг, а кто - просто мирный житель, - вспоминает Сергей Валерьевич. - Ведь зачем-то эти жители строили дома, которые предназначались отнюдь не для мирных целей. Помню в 1996 году, когда был подписан мирный договор между российским и чеченским правительствами, многие наши ребята негодовали. Ведь им вдруг пришлось патрулировать улицы Грозного с боевиками, которые в одночасье превратились в милиционеров. А сколько наших мальчишек полегло на этой земле - страшно вспомнить. Отряды спецназа были хорошо обучены и несли небольшие потери, зато тела федералов пачками грузили в вертолеты. Это были совсем необученные мальчишки, а воевать их бросили против отлично подготовленных боевиков. Скажем, при зачистке Комсомольского нам противостояли «Чеченские волки» - отряд, который тоже можно считать спецназом.
В те годы имели место и ошибки, и предательство. Были снесенные подчистую строения Комсомольского, которые больше не прикрывали наших ребят. Были танки Т-60, в которых не было связи, но на которых нужно было воевать. Но были и герои, которые живут сейчас среди нас. О них мало говорят по телевидению, ведь по официальной версии это была не война, а всего-то кампания.
Мало говорят о живых, и, возможно, кто-то хочет забыть и о погибших. Монумент, который старается воздвигнуть Союз десантников, - кирпичик в той народной стене памяти, которой должна охраняться оборвавшаяся судьба Сергея  Герасимова и других солдат. Не каждый из них понимал, за что его бросили умирать, но, видит Бог, каждый берег честь своего полка и своей Родины.
Реквизиты
НРО «Союз десантников»:
ИНН 5321109016, КПП 532101001,
р/с 40703810274000000039
в филиале «Новгородский»
ОАО «ПСБ»,
к/с 30101810600000000774,
БИК 044959774.
Юридический АДРЕС:
173003, Россия, В. Новгород,
 наб. реки Гзень, д. 7, каб. 3.
ТЕЛЕФОН/ФАКС
 (8-8162) 33-53-72.

Алина БЕРИАШВИЛИ
Фото из архива «НВ»