Вторник, 16 июля 2024

Вредная таблетка

В новгородских стационарах и поликлиниках недостаточно хорошо отслеживаются случаи, когда у пациентов возникают побочные лекарственные реакции
Врачи на местах предпочитают такие сведения замалчивать. Одни это делают из опасения, что их накажут, другим просто некогда заполнять специальный бланк «Извещение о нежелательной реакции». И это несмотря на то, что есть отдельная статья Федерального закона «Об обращении лекарственных средств», обязывающая врачей заявлять о побочных действиях лекарств. К сожалению, часто только чрезвычайные ситуации, например, нежелательная реакция у нескольких пациентов одновременно или летальный исход лечения, заставляют медиков сообщать о побочных действиях.
- Из-за вялой активности врачей с 1998 года по 2009 год нам удалось собрать чуть более 30 извещений о побочных действиях лекарств. За последние два года, благодаря приказу областного комитета по охране здоровья населения о проведении мониторинга безопасности лекарственных средств, к нам поступило уже 40 обращений, - комментирует уполномоченный по фармаконадзору в лечебно-профилактических учреждениях Новгородской области Майя СВИРИДЕНКО.
Возможно, фармаконадзор осуществлялся эффективней, если бы в области открыли региональный центр мониторинга безопасности лекарственных средств. К слову, сейчас на территории страны работает около 20 таких центров. Перспективы его создания у нас пока туманны. Не хватает специалистов и финансовых возможностей.
Поэтому в Новгородской области действует следующий механизм сбора информации: сведения о лекарствах с побочными действиями сначала поступают в Медицинский информационно-аналитический центр (МИАЦ), затем клинический фармаколог из областной больницы незамедлительно даёт своё заключение о препаратах и направляет его в Управление Росздравнадзора по Новгородской области. Если установлено, что лекарство вредоносное, то приостанавливается его обращение во всех лечебных учреждениях и аптечных сетях. Далее данные направляются в Москву, в Федеральную службу Росздравнадзора, которая может и запретить выпуск препарата, на который поступили жалобы сразу из нескольких регионов.
Анна МЕЛЬНИКОВА
Фото из архива «НВ»