Воскресенье, 24 ноября 2024

Прописало министерство

Качество и количество лекарственных препаратов, назначенных пациентам, должны проверяться службой клинических фармакологов
Согласно приказу Минздравсоцразвития о порядке оказания медицинской помощи населению по профилю «Клиническая фармакология», вступившему в силу, кстати, еще в прошлом году, в поликлиниках и стационарах с коечным фондом менее 500 мест рекомендуется создание кабинета врача-фармаколога. В медицинских же организациях, рассчитанных на 500 и более коек, министерство предлагает открывать целое отделение.
В Новгородской области на сегодняшний день работают только два таких специалиста, и то один из них по совместительству. Трудятся они в областной клинической больнице. О том, как идёт создание новой службы, корреспондент «НВ» побеседовала с главным внештатным клиническим фармакологом Новгородской области Андреем АБДУЛИНЫМ.
- Андрей Александрович, в чём заключаются обязанности врачей этой специальности?
- Основной раздел работы врача - клинического фармаколога - это консультативное сопровождение при неэффективности проводимой лекарственной терапии, решение вопросов рационального комбинирования лекарственных средств. Мы занимаемся  выявлением неблагоприятных побочных реакций, возникающих при применении лекарственных препаратов. А реакции могут быть аллергические, токсические, фармакодинамические. Они могут стать причиной смерти, инвалидности, потери трудоспособности, вызвать генетические нарушения, а также  дефекты в развитии, в том числе внутриутробном, врожденные уродства, злокачественные или доброкачественные новообразования. Все эти случаи становятся предметом разборов на врачебных конференциях и причиной выработки стратегии недопущения их возникновения.
Кроме того, в обязанности клинических фармакологов входит контроль над тем, что назначают врачи. В своей работе мы курируем одномоментное назначение больному пяти и более наименований лекарственных средств при курсовом лечении. Также клинический фармаколог вправе участвовать в составлении рациональной, экономически продуманной заявки медицинской организации на лекарственные средства.
- Какие основные сложности в создании службы в нашей области?
- В должности главного внештатного клинического фармаколога я работаю с 2009 года и, конечно, сразу приложил усилия, чтобы врачи этой специальности появлялись в стационарах. Однако низкая заработная плата не вызывала у молодых докторов особого желания и энтузиазма идти в клиническую фармакологию. Да и сами ставки в лечебных учреждениях поначалу выделялись с трудом. Тем не менее работа в этом направлении продолжается. Со следующего года клинический фармаколог начнёт работать в Новгородском онкологическом диспансере. Надеюсь, что с 2013 года он появится и в областной детской больнице. Планы насчёт него строит и администрация Центральной городской клинической больницы. Думаю, что для формирования полноценной службы потребуются годы, пока мы - в начале пути. Например, у наших коллег в Петрозаводске при активной политике Министерства здравоохранения и социального развития Республики Карелия на её создание ушло десятилетие.
- Готовы ли сами медики стационаров и поликлиник принять в свои ряды докторов этой относительно новой специальности, которые бы их консультировали?
- Конечно, существует традиция - оздоровлением пациента занимается лечащий врач. А если к этому прибавить груз ответственности, возложенный на него за судьбу пациента, то,  естественно, вмешательство во взаимоотношения «больной - доктор» вызывает негатив. Да, существует опасность возникновения конфликта. Например, он может быть спровоцирован тем, что клинический фармаколог призван помочь лечащим врачам избегать полипрагмазии, необоснованного назначения  свыше 10 наименований лекарственных препаратов при курсовом лечении. Часто с этим не согласны многие медики. Мне бы не хотелось, чтобы появлялись конфронтация и столкновение интересов между специалистами. Работу клинического фармаколога, если хотите, надо воспринимать как утилиту, полезную компьютерную программу для оптимизации процесса, то есть качественного и безопасного лечения пациентов.
Анна МЕЛЬНИКОВА