Среда, 08 января 2025

Потогонная система

{thumbimage 150px 1}Чтобы достойно зарабатывать, врач сегодня должен работать от рассвета до заката. Почему так выходит, рассказывает Виктор БЕРКУНОВ, председатель Новгородского регионального отделения общероссийской общественной организации «Российская медицинская ассоциация».
Мой должностной оклад заведующего отделением челюстно-лицевой хирургии Новгородской областной клинической больницы 5280 рублей. У простого врача, кстати, он составляет 4680. Учитывая мизерные надбавки за квалификацию, за стаж, который у меня составляет уже 43 года, за почётные звания, а я являюсь отличником здравоохранения, заслуженным врачом РФ, в итоге моя зарплата получается около 12 тысяч рублей.
Не скрою, ещё мне выплачивается премия из фонда главного врача. Я дежурю на две ставки, веду приём в поликлинике. И тогда в общем сумма выходит достаточная.
 
 
Но денег, поступающих по программе модернизации, о которых сегодня часто и громогласно заявляют, я лично ещё не видел. Кроме того, есть такой нюанс. В премиальном фонде руководителей, а он есть во многих лечебных учреждениях, существует чёрная сторона этого дела. Любит меня начальство - повысит мне премию. Нет - имеет возможность деньги и попридержать. К счастью, наш главный врач оценивает своих подчинённых объективно.
Приходится слышать, что средняя заработная плата врачей якобы составляет чуть ли не 19 тысяч рублей. Но почему-то никто не рассказывает, из чего она складывается. Нарушив все законы о труде, медицинских работников, по сути, превратили в рабов. За счёт низкой зарплаты их заставляют работать в два-три раза больше, чем это положено. Поскольку понятно, что на сумму одной ставки, которую выплачивает государство, человеку просто не прожить. Хотя, с другой стороны, согласно закону о труде, совмещать гражданин может только 0,5 ставки.
В медицине действует сегодня потогонная система. Парадокс: чем больше мы примем больных, тем больше заработаем. Как же будет снижаться заболеваемость, если врач материально заинтересован в том, чтобы больше было больных, чтобы люди больше болели? Надо менять критерии оценки работы медиков. Например, у участкового терапевта никто не болеет, не попал в стационар, не умер, так ему в 10 раз больше зарплату давать надо. Поскольку у него хорошо поставлена профилактика. Он хорошо работает с пациентами.
Практически у всех медицинских работников хроническая усталость. И как можно от них требовать качественного лечения и хорошего отношения к больному?  Врач сегодня - это загнанная лошадь. Государственная медицина держится только на фанатах своего дела. Нормальные люди туда работать не идут. Многие врачи, не выдержав физических перегрузок, уходят из жизни раньше времени. Что скрывать, некоторые стыдятся обращаться со своими заболеваниями к коллегам.
И эту давно сложившую систему нарушить никто не может. Я как председатель Новгородского регионального отделения общероссийской общественной организации «Российская медицинская ассоциация» обращался и в адрес Минздравсоцразвития, и в адрес президентов, бывшего и настоящего, с просьбой изменить ситуацию. Но ответ один: «Благодарим Вас за Вашу активную жизненную позицию. Мы рассмотрим Ваш вопрос». И вот в течение многих лет он всё рассматривается и рассматривается.
Между тем в здравоохранении слишком сильно раздут бюрократический аппарат. И медицинские бюрократы получают на порядок выше, чем простые врачи. Получается как по русской пословице: «Один с сошкой, а семеро с ложкой». По сути, государственные средства тратятся на всякого рода проверяющих. Нам говорят, что без них не обойтись. Уверен, прекрасно можно обойтись. Для этого необходимо труд медиков по-настоящему модернизировать. А что сейчас происходит? Врач рождается с ручкой и умирает с ручкой. Он пишет, пишет, пишет. Словам медиков не верят, а верят только написанному. В нашей среде даже шутка родилась: «Сделал - напиши, не сделал - дважды напиши».
Облегчить работу врачей помогла бы компьютеризация. А пока наше драгоценное время тратится на заполнение всевозможной документации. Пять минут работы - полчаса писанины. Когда своим немецким коллегам я признался, что в наших стационарах один доктор ведёт одновременно 20 пациентов, они очень удивились. Там за врачом закреплено 6-7 больных. И задали они каверзный вопрос: «Когда же вы думаете?». Действительно, о больном подумать некогда, надо строчить, строчить.
Много говорят о модернизации здравоохранения, которая должна улучшить качество лечения. Но направлена она пока однобоко - на приобретение оборудования. Это хорошо. Но на новой технике должны работать люди со специальной подготовкой, и получать они должны не оскорбляющую их зарплату.