Пятница, 10 января 2025

Захваченный, но не покорённый

{thumbimage 150px 1}70 лет назад гитлеровцы вошли в Новгород

Город был занят нацистами с 15 августа 1941 года по 20 января 1944 года. И если об освобождении Новгорода написано немало, то о времени начала оккупации на сегодня опубликовано не так много материалов.

Будто кто-то подсказывал

Операция вермахта по захвату Новгорода, которая началась менее чем через два месяца после нападения Третьего рейха на СССР, была стремительной и почти неожиданной. Это неслучайно, ведь в подготовке наступления гитлеровцами использовалась информация, полученная от заранее заброшенных на нашу территорию шпионов.

- Немец делал очень точные налёты, - рассказывает Зоя Филипповна ЕРШОВА, пенсионерка, бывший работник театра драмы, очевидец тех событий. - В основном бомбили баржи, что плыли по Волхову. Сам город почти не трогали. Бомбили так точно, будто кто-то подсказывал, что, когда и где надо уничтожить. Мне тогда было всего двенадцать лет, и от бомбёжек мы, девчонки, прятались в подвале того дома, что стоит сейчас напротив первой стоматологической поликлиники. Бомбили чаще во второй половине дня, ближе к вечеру.

Наступление немцев для защитников Новгорода оказалось внезапным, город с земли почти не защищали от налетов.

- Не было ни зениток, ни маскировочной сетки, ни аэростатов, - вспоминает Зоя Филипповна. - Быть может, новгородское небо и защищали лётчики, но снизу город был совсем беззащитен. А до начала бомбёжек ничто о начале войны не говорило. Первую бомбёжку не помню. Ощущение того, что идет война, возникло тогда, когда стали заклеивать окна крест-накрест, чтоб их не выбило ударной волной. Помню, было лето, тепло... Жили мы тогда на улице Урицкого, сейчас - Тимура Фрунзе (Оловянка). Когда началась эвакуация, мать положила в бочку ценные вещи, да и зарыла ее на огороде. Когда нас эвакуировали, было такое ощущение, что это не надолго, что скоро мы вернёмся. Еще хорошо помню, как однажды немцы разбомбили баржу с эвакуированными. Спаслось очень мало народа. Большинство погибли.

{thumbimage 150px 1}Ни шагу назад!

Как ситуация развивалась в это время на фронте? Об этом говорят горькие даты августа.

12 августа гитлеровцам удалось прорвать фронт 48-й армии под Шимском, и враг двинулся на Новгород. Это произошло, потому что к немцам попала секретная карта с расположением войск армии. На следующий же день у противника оказались карты укреплений Новгорода, включая планы минных полей.

Так как к 13 августа под Новгородом не оказалось боеспособных воинских частей, на оборону города были направлены 28-я танковая дивизия под командованием Ивана Черняховского и 3-я танковая дивизия Константина Андреева.

Уже 15 августа начались жестокие бои на улицах нашего города. В полках было всего шесть лёгких танков, поступивших из ремонта, и два тяжёлых КВ.

Вот как описывает эти дни участник событий и автор книги «Записки солдата» Николай Иванов: «Враг то и дело обрушивает на наш передний край шквалы миномётного огня. С омерзительным воем кромсают воздух зазубренные осколки. Воронки тотчас наполняются почвенной водой. У тёмной влаги не только вкус, но и запах тротила. Но пальба идёт преимущественно по пустым местам... Мы научились применяться к местности. Располагаемся там, где немец меньше всего это предполагает».

15 августа противник перешёл в общее наступление на город, которое поддерживалось большим количеством танков и артиллерии. Первая атака была отбита благодаря стойкости и смелости танкистов. Тогда противник бросил на левый фланг обороны группу самолётов-бомбардировщиков, которые в течение трёх с половиной часов подвергали жестоким налетам боевые порядки 5-го танкового полка. Но повторные атаки тоже были безрезультатны, хотя танкисты понесли значительные потери.

Всего за 15 августа немцы предприняли 13 атак. У защитников города уже не имелось боеприпасов. 16 августа поступил приказ, и оставшиеся части были отведены на восточный берег Волхова.

Между тем больше десяти дней группа бойцов танкового полка держала оборону в подвале дома на перекрёстке улиц Пролетарской и Литвинова, оказывая сопротивление превосходящим силам противника. Лишь когда в подвале остались только тяжелораненые и убитые, гитлеровцам удалось пробраться к развалинам и взорвать подвал. Воины, погибшие на этом месте, были обнаружены только в 1988 году.

А вот уже одно из писем Михаила Юдина, который с сентября 1941 года в рядах народных мстителей возглавлял подпольную партийную группу, проводившую работу с населением оккупированных врагом сёл и деревень Новгородского, Батецкого, Шимского и Солецкого районов: «17 августа 1941 года. Милая моя, дорогая Алёнушка и сыночек Вовуля. Новгород постигла тяжёлая участь. Уже три дня, как он горит. На Софийскую сторону вступили фашистские части. Идут бои за Волхов. Удастся им переправиться или наша доблестная Красная Армия не допустит этого - вопрос решится в ближайшие дни.

Мы не покидали города даже тогда, когда он горел и подвергался бомбёжке и артиллерийскому обстрелу. В моей жизни это самые боевые дни. Я ко многому привык, но напрасно головы не подставляем и подставлять не будем - перебирались из одного дома в другой, работали в подвалах, а в последние два дня выехали за город, но держим с ним постоянную связь.

С судьбой Новгорода решается наша судьба. Если немцев отгонят, тогда мы останемся восстанавливать гражданскую власть и жизнь. Если Красная Армия отступит, тогда два варианта: либо партизанить в тылу врага, либо идти в Красную Армию».

Только 18 августа фашистам удалось ворваться в северо-восточную часть города, форсировав Волхов в районе Деревяниц.

Расстрел без причины

Уже через полгода после этих событий, 1 марта 1942 года, заместитель Михаила Юдина Александр Устинов напишет в письме матери: «Сегодня вернулся из первой поездки по территории, которая была оккупирована немцами. Ты не можешь себе представить, как изуродовали они эту часть нашего района. Больших деревень, которые разбросаны по берегам Волхова, уже нет, они все сожжены...

Видел карту нашего города, сделанную на основании снимка с самолёта. На этой карте видно, что дом, в котором мы жили, сгорел. С населением оккупированных территорий немец расправляется очень жестоко, за малейшее неповиновение людей расстреливают. Расстреливают и просто без причины. В обращении с населением употребляется только два слова: «капут» и «пух».

11 октября 1942 года в схватке с карателями, прикрывая отход своих товарищей, Саша подорвался на мине. Чтобы не связывать группу, попросил оставить его. Когда оторвавшись от преследования, группа вернулась за ним, он был уже мёртв. При нём нашли записку: «Я любил жизнь и мою прекрасную Родину. Если останетесь живы, передайте привет моим друзьям - новгородским комсомольцам. Прощайте, товарищи».

Именем Саши Устинова названа одна из улиц нашего города.

*   *   *

Долгих 883 дня длилась оккупация города. Освобождён он был только 20 января 1944 года войсками Волховского фронта в ходе Новгородско-Лужской наступательной операции. Утром 20 января советскими войсками на древней кремлёвской стене было водружено Красное знамя, а в Москве в честь освобождения города дали салют. 50 воинских соединений и частей получили почётное наименование «Новгородских». Впереди предстояли долгие годы возрождения древнего города из руин.

Арийский след

Версий, почему немецко-фашистские войска рвались к древнему русскому городу и захватили его еще в середине августа 1941-го, много. Есть среди них и оригинальные, но не лишенные логики.

Так, можно предположить, что началось всё ещё в 1935 году. Именно тогда в нацистской Германии был создан институт «Аненербе», в задачи которого входило переписывание истории и поиск доказательств того, что немцы являются прародителями культуры всех европейских народов, арийцами и вообще самой главной нацией на планете. Гитлеровские идеологи уделяли большое внимание поиску памятников немецкого присутствия на Востоке. Ведь это были бы самые убедительные доказательства того, что все народы произошли от немцев и что именно они являются носителями культуры для народов Востока, к которым германские идеологи относили и славян.

Новгород же как раз в средние века поддерживал тесные отношения с Ганзой, потому и следов пребывания немцев на Новгородской земле много. Причем истинная история мало волновала «Аненербе», ведь прошлое можно придумать. Главное - захватить город.

Дмитрий ИВАНОВ
фото из архива «НВ»