Воскресенье, 28 апреля 2024

Людмила Данилкина

Перевалы Дятловой,

«Ничего не предпринимать пробовала. Но поняла: жизнь изменится, если сам начнёшь что-то делать»

которые она упорно преодолевает вместе с единомышленниками

О благотворительных проектах окуловской группы «Добро для всех» сегодня хорошо знают и в соседних районах, куда нуждающимся семьям волонтёры отправляют вещи, обувь, продукты питания...

— Ничего не предпринимать и думать, что кто-то другой сделает мир вокруг нас лучше, я пробовала. Но, гуляя каждый день с ребенком мимо огромной несанкционированной свалки в микрорайоне, где живет моя семья, однажды приняла решение: нужно самой начинать хоть что-то делать, — начинает разговор создатель добровольческого объединения Екатерина ДЯТЛОВА. — Расклеила на деревьях объявления, в которых призывала соседей выйти на субботник. И искренне полагала, что полдела уже сделано, что соберется масса народу. А пришло всего два человека! Расстроилась, конечно, но не отступила. Тогда мы вдоль реки убрали большую часть, и спасибо районной администрации, которая помогла с вывозом этого мусора. И саму свалку нам удалось-таки ликвидировать, правда, двумя годами позже, но зато уже при большом количестве помощников.

— Экологические акции — самый распространенный вид по самоорганизации жителей. Однако вы этим не ограничились — решились взять под опеку ребятишек из социального приюта в деревне Шуркино.
— Да. Эта мысль пришла после того, как в социальных сетях несколько раз натолкнулась на сообщения, что в этот приют, что под райцентром находится, приезжали волонтёры из Москвы, Санкт-Петербурга. Подумала, неужели нам, жителям Окуловского района, совсем безразлична судьба юных подопечных этого учреждения? Приют — это не сиротское заведение, дети помещаются туда временно, пока в их семьях не стабилизируется ситуация. Но все равно многие из ребятишек чувствуют себя брошенными, обманутыми взрослыми. И нуждаются в участии неравнодушных людей.

— Но вы решили, что не станете заваливать ребят подарками да проводить для них исключительно игровые программы. Почему?
— Потому что это настраивает их на потребительское отношение, они намеренно начинают давить на жалость и, что самое ужасное, привыкают к мысли, что раз у них не очень счастливое детство, то окружающие обязаны им помогать.
Мы решили, что будем проводить в приюте совместные с непоседами и воспитателями мастер-классы, делать что-то своими руками. Начинали с творческих работ. Позже перешли на кулинарные опыты — салаты готовим, пирожные, шаверму, печенье и прочие вкусности. Нам важно задействовать всех мальчишек и девчонок, чтобы они не в качестве зрителей присутствовали. Чтобы приучались прикладывать усилия, работать.

— Инициативный костяк вашей группы — всего несколько человек. При этом акции сменяют одна другую. Легко ли удается найти помощников?
— А вы знаете, отзывчивых людей много. У нас в группе «Добро для всех» ВКонтакте есть подразделы, в которых мы просим откликнуться автоволонтеров, помощников на выходные дни, на конкретные акции. И народ всегда находится. Когда мы только начинали, а это было три года назад, я создала страничку в социальной сети. Тогда не более десятка подписчиков было, сейчас — свыше 1000 человек.

— Два года назад вы запустили фримаркет, благотворительный проект бесплатной вещевой помощи нуждающимся. Сейчас, насколько знаю, среди ваших подопечных — семьи не только из Окуловского района. Как удается пополнять запасы одежды и обуви?
— Без особых проблем. Началось все, кстати, с детского приюта. Приехали мы к ребятишкам по зиме колядовать. Холодно было, а они вывалили на улицу в спортивных костюмах, выяснилось, что у них нет теплой одежды. Мы бросили клич в Окуловке... и наши квартиры превратились в склады — так много вещей люди принесли.

Тогда-то и появилась идея организовать пункт, куда бы желающие приносили добротные вещи, которыми сами не пользуются, а нуждающиеся могли бы их бесплатно взять. Нашлись предприниматели, безвозмездно выделившие нам помещение, в котором мы и создали фримаркет. Поначалу действительно были опасения, что не сможем регулярно пополнять запасы. Но настоятель церкви Александра Невского познакомил с руководителями Санкт-Петербургского проекта «Творим добрые дела» и благотворительного фонда «Лепта», имеющего социальные магазины. И они нам на первых порах «газелями» привозили одежду и обувь. А потом постепенно окуловцы стали подтягиваться. И сейчас проблем с наполняемостью полок и вешалок нет. Имеются в наличии и детские коляски, кроватки. Работает фримаркет каждую субботу. И посетители всегда есть.

— Но ведь вы, прежде чем отдавать вещи, просите от людей справку, подтверждающую низкие доходы, инвалидность, отсутствие работы...
— Верно. Это был вынужденный шаг. Приходило много людей, и довольно обеспеченных тоже, которые набирали одежду мешками. И мы не могли отказать, так как фримаркет бесплатный. Поэтому решили, что будем просить документы из социальной службы, доказывающие, что люди действительно находятся в сложной ситуации.

Сейчас у нас на учете порядка 400 семей из разных районов Новгородской области. Мы знаем, сколько у родителей ребятишек и какого они возраста, выясняем потребность в вещах. Выдаем под роспись, чтобы не получалось, что сегодня взяли пять курток и завтра снова пришли за этим же.

Окуловские волонтёры стараются не просто помогать нуждающимся вещами, но и настраивать семьи на перемены

В последнее время часто приходится искать автоволонтеров, поскольку у многих пап и мам нет возможности самим приехать в Окуловку, и мы формируем для них посылки.

— Одно дело оказывать вещевую помощь или проводить творческие мастер-классы. И совсем другое — взяться за юридическое, риелторское сопровождение сделки по покупке дома на средства материнского капитала. Что сподвигло?
— Когда видим, в каких иногда ужасных условиях живут семьи, у нас не возникает вопроса — помочь или нет. Иногда необходимы только продукты или еще мебель, одежда, обувь. Но в отдельных случаях начинать нужно не с этого, а с жилого помещения. Да, наша организация взяла на себя заботу о многодетной маме, у которой пять ребятишек. Они живут в ветхой избе, где крыша практически уже провалилась внутрь. Женщина имеет право на семейный капитал, но в силу низкого образовательного уровня, отсутствия житейской смекалки, неумения распоряжаться деньгами она бы сама никогда не смогла собрать нужный пакет документов для покупки недвижимости. Мы помогли ей в этом, вместе искали по району подходящие варианты и нашли крепкий дом с водопроводом. Сейчас сделка уже на стадии завершения. И скоро, надеемся, семья отпразднует новоселье.

— Екатерина, вот вы говорите, что стараетесь изживать потребительское отношение детей. Но ведь и некоторые взрослые, которым вы оказываете помощь, привыкают к ней, и им, возможно, нравится социальное иждивенчество. Вам так не кажется?
— Вы правы. Недавно услышала от одной молодой мамы, которой мы активно помогали, что нет памперсов. При этом ребенку уже полтора года, и он вполне может на горшок ходить. Я ей объяснила, что всю жизнь решать ее проблемы мы не будем. Из любой сложной ситуации человек сам или при чьей-то поддержке может найти выход. То же мы говорим и другим нашим подопечным.

Трехлетний опыт деятельности показал, что многие семьи загоняют себя в тупик сами, потому что не знают законов, финансово безграмотны, не приучены вести хозяйство, не знакомы с детской психологией и так далее. И в планах у нас создание центра, где бы мамы и папы имели возможность бесплатно получать теоретические и практические навыки, необходимые для жизни. Но данный проект требует от нашей волонтерской группы другого подхода. Необходимо юридически зарегистрировать объединение. В настоящее время мы разрабатываем устав. И надеемся, что уже в этом году «Добро для всех» продолжит свою волонтерскую работу как официальная общественная организация.

Фото из архива группы «Добро для всех»