Пятница, 22 ноября 2024

Елена Кузьмина

Дом для червяков,

Любовь Малышева — лидер экологического движения «Мусора.Больше.Нет» в Великом Новгороде

или Как сделать так, чтобы мусорное ведро осталось пустым

Большинству из нас это, скорее всего, покажется очень странным. В самой обычной квартире на самом обычном балконе стоит вполне обычный чёрный ящик размером со средних габаритов советский телевизор, в котором живут самые обычные дождевые червяки. Не может быть, скажете вы! Может!

Кто, если не она

Квартира, балкон и ящик с червяками принадлежат Любови МАЛЫШЕВОЙ, главной вдохновительнице экологического движения «Мусора.Больше.Нет» в Великом Новгороде и бессменному организатору акций «РазДельный сбор» по раздельному сбору вторсырья, которые проходят в областном центре больше трёх лет.

Лидер экодвижения не была бы его лидером, если бы личным примером не доказывала, что большую часть отходов — стекло, пластик, пленку, бумагу, металл, органику — можно направлять на переработку, а не закапывать на полигоне. Кто, если не мы? Это о Малышевой. Как и другая известная цитата: «Встал поутру, умылся, привел себя в порядок — и сразу же приведи в порядок свою планету».

Но! Бытует стереотип, что важнее всего избавить землю от неорганического мусора, который разлагается столетиями и отравляет почву и воду. Другое дело — органические отходы, перво-наперво остатки пищи. Они, считается, вреда не принесут, если их отправить в мусорное ведро. Совсем не так. Ведь именно для переработки органики Любовь Малышева использует тот самый ящик с червяками, у которого есть вполне научное название — вермикомпостер. Его можно купить или сделать самостоятельно.

— Органические отходы — ценное сырьё, которое может стать удобрением, кормом, биотопливом, если разумно подойти к вопросу сбора и переработки, — говорит новгородка. — На полигоне органике не место, так как на свалке все отходы находятся в спрессованном состоянии, разложение органических веществ происходит в анаэробных условиях (без кислорода, в гниющем субстрате. — Авт.). В таких условиях при разложении органики выделяется сильный парниковый газ — метан. Устраивая огромные свалки рядом с городами, мы создаём мину замедленного действия. Есть вероятность повторения того, что недавно произошло в Волоколамске, где десятки детей были госпитализированы после отравления свалочным газом.

Зачем отправлять на полигон то, что может принести пользу, повысить плодородие почвы? Другое дело, подчёркивает Малышева, что работа с органическими и садовыми отходами — это труд, который требует знаний и навыков.
— Органику можно и нужно компостировать, это не составит никакого труда в частном доме. Есть варианты и для городской квартиры, — уверена Любовь. — Знаю многих, кто в своей квартире занимается сбором органики всю зиму и затем отправляет собранное на грядки. Я использую компостирование с использованием биопрепаратов и вермикомпостирование.

Без чеснока, пожалуйста!

Как работает вермикомпостер? Это несколько ящиков, поставленных друг на друга. Нижний ярус стоит на ножках, в нём имеется кран для слива жидкости. Сверху компостер накрывают крышкой. В верхний контейнер нужно сложить органические отходы. Это могут быть очистки от овощей, фруктов, даже такие крепкие и крупные, как, к примеру, корочки от арбуза или дыни, другие остатки пищи. Их необходимо присыпать землёй, песком или кокосовым субстратом, чтобы не появились дрозофилы, надоедливые плодовые мухи. В этот ящик следует запустить компостных червей, которых не трудно приобрести в магазине или попросту накопать в саду, огороде. Нет своего участка? Можно обратиться к друзьям. Вряд ли откажут. После того как первый ящик наполнится, сверху на него нужно поставить новый и складывать отходы в него, присыпав их землёй.

— Использование вермикомпостера не позволяет переработать все органические отходы, но он поможет значительно снизить их объём. Например, в него лучше не складывать кожуру от цитрусовых, лук, чеснок и другие растения с сильным запахом. Черви это не любят, — рассказывает Любовь Малышева. — Не рекомендуется складывать отходы от мяса и рыбы, чтобы избежать запаха. Вермикомпостер — один из вариантов для тех, кто хочет сократить количество органических, по большей части растительных отходов, но не панацея. Уход за контейнером очень простой. Но прежде чем заводить такое нужное подспорье, необходимо хорошо подумать, обсудить все «за» и «против» с другими членами семьи.

В семье Любови Малышевой червяков не обижают: ни дочь, ни супруг не против небольшого ящика на балконе. Но новгородка сожалеет: безотходное ведение хозяйства в России — редкое явление. В нашей стране не принято разделять ни неорганические отходы, ни органику.

— Даже собранные во время уборки города листья, ветки и сучья, скошенную траву везут на полигон, — сетует общественница. — В советские годы в нашей стране раздельный сбор отходов, в том числе органики, был хорошо организован. Немцы приезжали перенимать опыт. Сейчас Германия впереди планеты всей в деле сортировки, а мы вернулись в средневековье — выкидываем всё в одну кучу, вывозим на поля, захламляя гектары территорий смешанными опасными отходами, и называем это захоронением на полигоне. Хотя я знаю в Великом Новгороде много семей, которые собирают вторсырье и сдают на наших акциях. Многие садоводы собирают органику в кухонных компостерах и используют как удобрение. Кто-то приспособился подсушивать очистки от овощей дома, они тогда становятся легче. Кто-то использует микробиологические препараты, кто-то — червей. Набирают популярность диспоузеры — измельчители для органических отходов, которые устанавливают под кухонной мойкой. Некоторые модели даже кости и ореховую скорлупу перемалывают.

Босиком по земле

У ещё одной новгородки, тоже участницы акций «РазДельный сбор» Регины НИКИТИНОЙ нет ни вермикомпостера, ни диспоузера. Но она нашла свой способ вести хозяйство так, чтобы объем отходов был минимальным.

— Я живу в городской квартире, постоянного доступа к земле, компостной куче нет, — рассказывает она. — Поэтому стараюсь, чтобы органики было меньше: ничего не залеживается, всё идет в дело, а шкурку с овощей снимаю максимально тонко. Очистки складываю в небольшой контейнер, крупные предварительно режу. Если что-то готовлю в духовке, то в нижний отдел, под плитой, складываю на противень очистки. Они там подсушиваются. После того как духовка освободится, переставляю противень в основной отдел, где шкурки прекрасно досыхают. Если в духовке не готовлю, складываю очистки в пыльник, мешок для обуви, и просовываю между секциями чугунной батареи на кухне, где они тоже хорошо сохнут. Высушенные шкурки перекладываю в большой мешок, в котором они ждут выезда на природу. Всё это не отнимает много времени. Нет ни неприятного запаха, ни мошек. Муж даже не догадывался об этом до недавнего времени.

Кроме того, Регина старается ещё во время покупок отказаться от упаковки, которая не подлежит переработке, или покупать товары без упаковки — овощи, фрукты можно сложить в так называемые экомешки многоразового использования, а не в магазинные пакетики.

— Детские подгузники нельзя переработать, но, к сожалению, мы пока покупаем именно такие, хотя давно нужно было приобрести многоразовые. С появлением следующего ребёнка обязательно учту это, — обещает Регина.
Конечно, вести полностью безотходное хозяйство в XXI веке невозможно. Многие необходимые нам в повседневной жизни вещи нельзя переработать. Обувь, к примеру. Но можно существенно сократить объём мусора. Все отходы достаточно поделить на три фракции: органика, чистое и сухое перерабатываемое вторсырье и неперерабатываемые отходы. Опасные отходы — лекарства, бытовую химию, оргтехнику, батарейки, ртутьсодержащие приборы — нужно сдавать специализированным компаниям.

— Для чего я это делаю? Началось всё ещё в школе. Я сдавала макулатуру и мечтала построить мусороперерабатывающий завод, — вспоминает Регина. — Сейчас участвую в акциях по раздельному сбору вторсырья. Помню, как бегала в детстве босиком по земле, и это было так естественно, а сейчас кто может себе такое позволить? У моей дочери нет такой возможности, а ведь прошло меньше 30 лет. Нет ни одного пятачка на земле, где не было бы осколков, окурков и другого мусора. Хочу, чтобы было по-другому. Друзья улыбаются, шутят, говорят, что всё это бесполезно, а потом тоже втягиваются. Неудобство приносит только то дело, которое не стало привычкой. Если привык разделять отходы, неудобства в этом не будет.

Фото Владимира МАЛЫГИНА