или Из скольких килограммов макулатуры прорастёт дерево
Елена ПАВЛОВА, новгородский координатор всероссийских акций по озеленению городов «Круг жизни» и «Экобомба», лауреат регионального этапа премии «Гражданская инициатива», два года назад даже предположить не могла, что всё это может быть сказано про неё. Однако уже с прошлой весны благодаря ей Новгородчина стала зеленее на 3660 саженцев хвойных и лиственных деревьев, а также кустарников.
Суть акций, которые координирует Елена, проста: в рамках «Экобомбы», которая, по сути, представляет собой всем известные совместные закупки, каждый желающий за небольшие деньги может приобрести трёхлетние саженцы деревьев. Так как участников акции по всей стране много, стоимость саженца редко превышает стоимость хорошей шоколадки. Однако в акции «Круг жизни» даже такие небольшие деньги платить не надо. Надо просто накопить и сдать макулатуру. Меньше всего вторсырья — лишь 12 кг — потребуется за лиственницу сибирскую. Самый дорогой саженец тсуги канадской высотой 1–1,2 метра обойдется в 350 кг.
Энергетический обмен
В мае у Елены горячая пора — выдача новгородцам саженцев из екатеринбургского питомника. Когда мы договаривались о встрече во время последней весенней выдачи, даже не предполагали, как сложно нам будет перекинуться словечком. В 16.00 у лотка на одном из новгородских рынков — уже очередь. Под прилавком — укрытые от жаркого солнца кедры, дубы, липы и микориза. У Елены нет ни одной свободной минутки. Она выдаёт, делает пометки в своей тетради, советует:
— Для кедров солнце- и ветрозащита — обязательна! Малыши боятся стихий. Не волнуйтесь, что саженцы такие маленькие — они ловчее приживутся. Если будете сажать у себя во дворе, то обязательно посоветуйтесь со старшей по дому или с управляющей компанией. А то вдруг там планируется детская площадка или коммуникации проходят. Одного пакетика микоризы хватает на три саженца.
И так далее. И снова новым людям о том же — о микоризе, о солнцезащите, о том, что сажать нужно не позднее завтрашнего дня.
— Елена, вы устали? — спрашиваю уже около пяти часов вечера в образовавшийся небольшой перерыв.
— А что поделать! У меня сегодня дочка-второклассница после школы отправлена к друзьям в гости. Потому что мама выдает саженцы и не может после школы забрать её домой. Взять её сюда с собой нельзя, уж очень жарко на рынке. Я общаюсь с организаторами акций в других городах и знаю, что у всех, когда начинаются акции, времени на семью катастрофически не хватает. Но, во-первых, акция рано или поздно закончится. А во-вторых, здесь у нас происходит обмен энергиями, что ли. И бросить это дело невозможно.
Кто, если не я
Волонтёрство Елены Павловой началось с кедров. Пару лет назад они с мужем купили участок под Новгородом, построили дом и стали озеленять. Тогда-то Елене захотелось не только цветочков, но и чего-то более глобального. В сети она нашла информацию об акции «Экобомба».
— Я заказала кедры, посадила и была безмерно счастлива, — вспоминает Елена. — Разве что хороводы вокруг них не водила (а иногда и водила!). Кажется, только сейчас немного привыкла к своим кедрам и стала относиться более спокойно. На следующий год я решила продолжить посадки и узнала, что в Новгороде нет организатора акции. И я подумала, что раз уж я сама так влюбилась в кедры, то смогу найти и других людей, которые полюбят их не меньше меня. И ввязалась в это дело.
С тех пор её личные кедры выросли на три сантиметра, а ассортимент, предлагаемый «Экобомбой», расширился на множество позиций. В этом году приобрести можно было 16 видов деревьев и растений, среди которых тимьян лимоннопахнущий, айва японская, манчжурский орех, можжевельник скальный и другие. А можно было и не покупать, а как уже было сказано выше, обменять на макулатуру. Такая возможность у новгородцев появилась только прошлой осенью вместе с акцией «Круг жизни», но за это время было сдано уже 30 тонн макулатуры.
— Вообще, обмен вторсырья на саженцы — это не моя личная идея, — признается Елена. — Я, как и многие из других городов, позаимствовала эту идею у питерского координатора наших акций. И не зря. Народ откликается. У меня есть участники, которые признаются, что ни за что не стали бы сдавать макулатуру, если бы не саженцы. А ведь макулатура — это очень важное вторсырье! Я не сомневаюсь, что каждый дома у себя может набрать макулатуры хотя бы на один саженец. А ещё меня очень радует, что этой весной к акции стали подключаться школы и садики, даже компании, которые и так сдают макулатуру, но в этот раз решили, что два добрых дела лучше, чем одно.
В мечтах у Елены начать выдавать саженцы не только за макулатуру, но и хотя бы за пластик. Однако с этим пока не складывается, потому что не удаётся найти компанию, его принимающую и готовую сотрудничать с «Кругом жизни».
Дуб не виноват
После небольшой передышки у лотка Елены вновь выстраивается очередь. Этой весной из питомника к ней приехали 1260 саженцев, но, к счастью, не все скопом, часть уже роздана и посажена в другие дни. В этом году, увы, не обошлось без накладки, и всем прибывшим за саженцами дуба Елена вынуждена рассказывать одну и ту же историю: по неизвестным причинам питомник разослал всем городам, участвующим в акции, не красный дуб, а черешчатый, то есть самый обыкновенный. И пока неизвестно, будет ли замена осенью на красный. Таким образом, у участников есть три варианта: взять дуб какой есть, не брать вообще или пожертвовать его садику или школе. Что приятно, большинство участников саженец берут. В конце концов, цель акции — озеленение. Да и дуб совсем не виноват в том, что он не красный.
Елена Павлова и сама такого же мнения:
— Я сначала сильно расстроилась, узнав о такой новости. Во-первых, сама хотела красный, во-вторых, как мне людям в глаза смотреть и оправдываться, все ведь ждут своих красавцев. Но моя восьмилетняя дочь в этот момент, не зная о маминых проблемах, сказала: «Мамочка, я так хочу дуб!». — «Будет у нас дуб, а зачем он тебе?». — «Я хочу по нему лазать». — «Ну, сначала он будет долго расти, может, твои дети только и полазают...». Но дочь нисколько не расстроилась и сказала: «Всё равно!». И тут я поняла, что и правда всё равно! Дуб — красивый, когда-то будет могучим, и по нему можно будет лазать. То есть причины не посадить его у меня нет.
— Елена, не могу не задать вам глобальный вопрос: зачем вы всё это делаете?
— Я не люблю пафосные слова, но всё-таки... нужно уже начинать что-то менять. Мы превратились в общество потребления, и страшно подумать, какую планету мы оставим — если не детям, то уж точно внукам. Да что там внукам, помирать ведь никто не собирается! А жить в ситуации экологической катастрофы не хочется. Поэтому я продолжаю выдавать саженцы. И я нашла отклик у других людей. Значит, мы все вместе будем сдавать макулатуру и сажать деревья.
* * *
Некоторые пришедшие на выдачу участники акции признаются: полученные на прошлых акциях саженцы прижились не все. Но раз те не прижились — они готовы посадить новые. И то, что трехлетнее деревце будет долго расти, их не пугает. В конце концов, так даже интереснее.
Фото Владимира МАЛЫГИНА