Как найти ответственные руки бездомному животному
С известной в Великом Новгороде зоозащитницей, руководителем некоммерческой организации «Жизнь» Ларисой АКМАНОВОЙ я договорились встретиться у ветеринарной клиники «ВетХаус». В её стенах организовано что-то вроде временного пункта приёма бездомных кошек и собак. Как правило, подобранные животные нуждаются в лечении. Попадают сюда и относительно здоровые «бездомыши» — здесь их стерилизуют. А потом, как выразилась заведующая ветклиникой Елена МАТВЕЕВА, животным будут искать руки. И «руки» обязательно найдутся — «Жизнь» подключится.
Кошки ждут
В месяц в клинику приносят с улицы около 20 животных. Лариса Акманова считает ветеринаров своими единомышленниками. Врачи соглашаются по льготной цене провести подопечным зоозащитной организации осмотры и операции.
В день моего визита в стационаре были тихий кот с подбитыми лапами и громко орущая кошка, демонстрирующая, что её место не в клетке. В общем, это неплохо, что в ветеринарной передержке может оказаться и неполная загруженность. Бывает, врачи становятся свидетелями человеческого предательства. Пару недель назад им принесли породистую британскую кошку. Владелица попросила подержать её пару дней в клинике. Женщина даже предоставила свои паспортные данные и пропала. Подобным ситуациям врачи и зоозащитники давно перестали удивляться.
— Той кошке куратор быстро нашёлся. После стерилизации её пристроили, — рассказала Елена Матвеева. — А вот этого котика подобрали из-под коробки на дороге. Привёз его к нам мужчина, оставил деньги на лечение. И если бы не этот поступок, то, скорее всего, кот погиб бы.
А на мой вопрос: зачем ей связываться с бесхозным зверьём, ветврач немного растерялась и пожала плечами: «Кто, если не мы?».
— Либо ты это делаешь, либо не делаешь. Но по-другому люди жить уже не могут, — продолжила Лариса. — Это не пафос. Бывает, нам через соцсети пишут, мол, мы тоже помогаем и не пиаримся. Но не надо пиар путать с попыткой донести до населения информацию, как надо содержать домашних животных, для чего нужна стерилизация.
По её словам, сейчас в команде «Жизни» — около 200 человек, которые могут помочь с передержкой, транспортом, кормом для животных. Их она называет людьми доброй воли.
Дело её «Жизни»
Если бы десять лет назад Ларисе сказали, что всё своё время она будет тратить на помощь бездомным кошкам и собакам, на просветительские уроки доброты в школах, на бесконечные совещания и заседания с чиновниками о необходимости создания городского приюта для животных, она, пожалуй, и не поверила бы. Хотя, по её признанию, в случайности она не верит — всё-таки предопределённость была.
— Моя деятельность началась в 2011 году, когда у меня не стало собаки. И вот однажды я увидела, что к нам во двор прибился пёс. Стала его кормить у подъезда, соорудила потом ему будку, чем настроила против себя огромное количество людей. И теперь я на основе своего опыта рассказываю коллегам, волонтёрам, как не надо делать. А через некоторое время обнаружила, что за мной, словно за блаженной, следует стая бездомных собак. Своим она признавала и моего супруга. Из дома невозможно было выйти. Всех, кто хотел к нам приблизиться на улице, облаивали. Видимо, это испытание мне тоже для чего-то нужно было пройти, — вспоминает Лариса.
И так же неожиданно пришло решение проблемы: что делать, если животное взять к себе не можешь (у Ларисы — однокомнатная квартира), но и остаться безучастным к его судьбе считаешь недопустимым? Как-то раз одна из её собак на прогулке привлекла внимание проходившей женщины. Слово за слово, и Лариса выяснила, что ей в деревню нужен пёс для компании и для охраны. И вот именно этот — очень симпатичный и смышлёный. Лариса тут же отдала животное ей в руки. Кстати, зоозащитница до сих пор с ней созванивается. И Лариса сделала для себя определяющий вывод: если постараться, то можно найти нового хозяина. В 2012 году она открыла паблик своей организации, объединивший за несколько дней больше 500 пользователей. Сейчас в нем более 17 тыс. участников.
Уроки про ЗОО
Первое образование у Ларисы Акмановой — педагогическое. Возможно, поэтому ей легко даются выступления на уроках. Сейчас они посвящены исключительно животным. На них она снова и снова возвращается к пресловутому «мы в ответе за тех, кого приручили». Только за прошлый учебный год встреч со школьниками у неё было более 150. В Международный день защиты животных (4 октября) встречалась с новгородскими гимназистами. Донести материал она может как первоклашкам, так и детям постарше. Только нужно разговаривать на равных, уверена Акманова:
— Первое, с чего я начинаю занятие, спрашиваю у детей: могут ли они представить себе мир без животных? И они задумываются. Каждое животное несёт в экосистеме полезную функцию. Мы спасаем тигров, Байкал, но и помощь бездомным собакам и кошкам, сохранение их жизней — из той же серии.
Лариса Николаевна в прошлом — учитель немецкого и французского языков. Свою преподавательскую карьеру начинала в сельской школе, откуда для себя вынесла урок: каким бы замечательным ни был учитель, как бы он ни доказывал, какой поступок правильный, а какой — нет, пример для подражания детям — их собственные родители. И где поставить запятую в дилемме: выбросить нельзя оставить, решают они.
— Эти уроки косвенно влияют на всех. Родители через детей передают корм. Ко мне они нередко обращаются: вот ребёнок с улицы притащил котёнка или щенка, что делать? Отвечаю: будем помогать — терпите. И из этой семьи животное уже не выбросят. А результат от уроков точно будет. Мы работаем на перспективу.
Круговорот животных
За нашим разговором в регистратуре ветклиники внимательно наблюдала дама с собачкой. И в какой-то момент она к нам подошла.
— Спасибо вам и вашим волонтёрам. Год назад благодаря им у меня появилась Матильда. Её выкинули на улицу с грыжей, маститом и без прививок. Сейчас вот привела её на плановый осмотр, — рассказала она, немного гордясь своей пучеглазой собачкой.
Лариса улыбается: «Получить благодарность от людей — самое главное в моей работе. А что ещё надо?». Она не согласна с популярным мнением, что непрекращающийся поиск нового дома брошенным животным сродни вычерпыванию моря ложкой. Да, эмоциональное выгорание возникает, но она научилась с ним справляться:
— Сейчас я точно знаю, что усталость, отрицательные эмоции, которые иногда бьют через край, рано или поздно отступят. Моя общественная деятельность — это не увлечение. Всё получится, если дело, которым занимаешься, приносит удовольствие. Я радуюсь результатам каждого волонтёра, за каждого пристроенного животного. Иногда вот думаю: ну всё — кошка уже целый месяц в клинике, никто её не заберёт. И вдруг новость — передержка ей найдена. Я наконец выдохнула, место в клинике освободилось, и опять всё пойдет по-новому.
Акманова убеждена, что городу необходим муниципальный центр временного содержания животных. Как она выразилась, тогда волонтёры воспряли бы духом. Забота, как обеспечить передержку, легла бы не только на их плечи. Но вопрос о передаче здания бывшей базы кинологов МВД в собственность города завис на целый год.
Но более всего Ларису Акманову возмущают поправки в постановление правительства Новгородской области, регламентирующее работу с безнадзорными животными. Согласно им с этого года стерилизованных, чипированных и вакцинированных животных в рамках муниципального контракта запрещается отпускать обратно в среду их обитания. Поэтому она решила больше не выходить на подобные аукционы:
— Два года — с 2016-го по 2017-й — «Жизнь» выигрывала конкурсы на заключение муниципальных контрактов на отлов и содержание животных в Великом Новгороде. Из практики нашей организации от 20 до 30 процентов из отловленных кошек и собак волонтёры отпускали обратно на улицу. Это животные, выросшие на улице, не поддающиеся социализации. Теперь получается, что зоозащитники должны «обвешаться» собаками и кошками. Это не гуманно по отношению к животным, поскольку они всегда жили на воле, а также и к волонтёрам, которые вынуждены содержать их у себя.
Филиалы общественной организации «Жизнь» в Пестове — «Лучик жизни» — и в Старой Руссе — «Дружок» — продолжают исполнять муниципальные контракты по отлову животных. Как отметила Лариса, в районах безнадзорных животных значительно меньше, чем в областном центре. Что касается Великого Новгорода, «Жизнь», получая средства от спонсоров, благотворителей, грантодателей, т.е. не из бюджетной казны, строит свою деятельность, как считает правильным. «Нужно уметь принимать ситуацию. Не надо искать хорошее в хорошем, надо искать хорошее в плохом», — делится своей позицией Акманова.
* * *
Нынешний домашний питомец Ларисы — двенадцатилетний кот, который ей достался в этом году после смерти близкой подруги. Из родственников женщины желающих взять его к себе домой не нашлось. В очередной раз Акмановой жизнь преподнесла непростую задачку с простым ответом: не ищи руки, возьми в свои. Она знает, что в квартире теперь будут шерсть, подранная мебель, зато совесть беспокоить её не будет.