Новгородские сети спасают жизни бойцов
Когда на сердце тяжесть
И холодно в груди,
На улицу Рабочую
Ты в сумерках приди.
Здесь без питья и хлеба,
Забыв еду и сон,
Девчонки вяжут сети
Для наших оборон.
Мне так и не сказали, кто приспособил «Атлантов» Александра Городницкого под нужды СВО. «На столе нашли!» — замечательное объяснение. Нет-нет, верю, конечно.
Когда погода ни с того ни с сего накинула на нас белые сети, стряхивая их с себя, я зашёл в маленький импровизированный цех на улице Рабочей в областном центре, где волонтёры из сообщества
«Zа други своя!» плетут настоящую маскировку и отправляют её на фронт.
«Дорогие наши плетуньи» — иногда их так называют участники СВО, благодаря за работу и заботу. Обращаем внимание товарищей военных, что тут встречаются и плетуны. Они же паучки, кружевницы и кто-то там ещё — богат русский язык.
Кстати, свежее послание. Ирина ОСИПОВА, она тут сегодня за главного, зачитывает прямо с телефона: «Наши сети спасли жизни». А случилось это так: «На блиндаж скинули боеприпас. Он запутался в сетях и не смог сдетонировать. Это история про Александра Веселова и его сослуживцев. Помните, весёлый такой к вам приезжал?»
Зашёл я к ним не в сумерках, как в песне, поэтому добровольцев помладше не было — у них же ещё и основная работа. Были только постарше. «На самом деле нас много», — говорят мне. Марёво, Захарьино, Подберезье, Борки, Юбилейный,
Тёсово-Нетыльский, Песь, Божонка, Кабожа, Батецкий, Трубичино, Панковка. А ещё — предприятия и учреждения: «Энергомаш», налоговая, казначейство, ветслужба. И прихожане новгородского храма Александра Невского — одно из самых боевых подразделений. И ветераны «Акрона». И индивидуалы — граждане и семьи. Вот так сообща выдают в месяц не меньше тысячи сетей. Каждая размером 2х3 метра. Приспособления для вязки диктуют размер. Чтобы накрыть танк, нужно 12 таких сетей, для «Урагана» требуется 18. В общем, наши «други» замаскировали уже какую-то огромную площадь. Но точные подсчёты едва ли имеют смысл: сети — расходный материал. Не только Великий Новгород, вся страна вяжет, наверное. А с маскировкой по-прежнему — только дай.
Легки на помине: из Захарьина приехали сдавать работу.
— Сплетено и освящено в нашей церкви Святой Троицы, — докладывает Любовь ВИННИК.
В каждую сеть вложены ангелочки, тоже освящённые. Детки из воскресной школы постарались.
— Чтобы бойцы наши видели, что мы всей душой за них.
Ангелочки — как отличительный знак. Сразу видно, что маскировочные сети — новгородские.
Стоп, а Винник — фамилия с украинскими корнями вообще-то. И сразу выяснилось, что тут на смене (с 11 до 20 часов, между прочим) — ещё и Романенко, и Иващенко, и Геращенко («Это у меня девичья фамилия!»). Не забудем и про предпринимателя Павла Гальченко, всячески поддерживающего сообщество «Zа други своя!» — инфраструктурно, материально. Кто бы сомневался, что у нас всё сплетено и слито? Увы, есть такие.
А ещё тут, в «цехе», — и большая Россия, и ещё больший распавшийся Советский Союз. Родина бывшего водителя 6-го автобусного маршрута Виктора Емельянова — литовский Каунас. Инженер-проектировщик Любовь Петрова — из Ростова. Светлана Романенко («Ой, у меня с 1990-х столько профессий, что…») — из Североморска. Надежда Иващенко — из Мурманска («У меня муж на «Петре Великом» служил!»).
— А я из Гатчины, — добавляет Ирина Осипова.
Знали ли все они друг друга до СВО и своего волонтёрства?
— Нет! — следует дружный ответ.
Надо ли спрашивать, что теперь они друзья?
Просят:
— Напишите лучше, чтобы люди сознательность проявляли. Многие помогают, конечно. Где-то в деревнях 80-летние бабушки сети плетут. Пенсионеры из своих скромных доходов несут долю на покупку материалов. Мол, не обеднеем. Зато душе будет легче. Дело-то общее. Но многие всё ещё живут так, будто ничего не происходит. Хочется сказать: люди, проснитесь! Неужто непонятно: война!
Рассказывают:
— Наш товарищ с гуманитарным грузом побывал там, «за ленточкой». Не воевал, ничего, только побывал. И тем не менее испытал на себе жуткий поствоенный синдром. Каково же тем ребятам, которые сражаются с оружием в руках?
У кого-то не заладилось с «паутиной»:
— Привязываюсь, а не идёт.
— Так потому и не идёт, — подключается к проблеме Ирина Осипова, — что у нас это делается строго слева направо. Тогда и сеточки потом легко соединять. Посмотри, как соседка твоя шпарит!
— Это потому, что она у нас самая большая патриотка, — разговор переводят в шутку. — Со значком-то не расстаётся: и на работе носит, и дома тоже, наверное.
Это про значок сообщества «Zа други своя!».
Вроде не такое уж хитрое дело. Сети — готовые. Надо заплести в них полоски ткани (кстати, их нарезают на станке новгородца Александра Полторанина — специально придумал под такую работу), продеть по краям шнур. Но суть, как всегда, в нюансах. Допустим, плести надо «журавликом». Не знаешь, как — так и птица у тебя выйдет неизвестно какая.
А снег всё шел. А маскировка — совершенно зелёная. Там, куда её отправят, всё не так, как здесь. Там деревья — в цвету. Но земля — в огне.
Интересно, чем же наши «други» будут заниматься, когда наступит мир?
Варианты:
— Не переживайте, мы без дела не останемся.
— Как чем заниматься? Победу праздновать будем!
В общем, как по писаному — я про здешнюю стенную печать:
Но есть ещё надежда
До той поры, пока
Мы связаны сетями
С Россией на века.
МНЕНИЯ И КОММЕНТАРИИ
Павел ГАЛЬЧЕНКО, предприниматель:
— Сообщество «Zа други своя!» от начала СВО и до настоящего времени превратилось в большую движущую силу. Более 7000 участников — это очень показательно. Успешная саморегулируемая (в чистом виде) организация. Сети — это только одно из направлений. Они активно занимаются и изготовлением сублимированных супов, в общей сложности отправив фронту уже далеко за 60 тысяч пакетов-порций. И спрос на поддержку СВО от нашего тыла пока не уменьшается. Уверен, что мы выдержим. И наша армия победит. Противник нас здорово недооценил. Не нужно им было втягивать нас в эту войну. Возможно, у них был бы шанс, если, как раньше, они действовали бы через ту часть российской элиты, которая абсолютно равнодушна к будущему нашей страны. Но Россия теперь другая. Она продолжает меняться — быстро и в лучшую сторону. Нам трудно, мы теряем близких людей. Но у нас будет национальная экономика, ориентированная на интересы всего общества.
Теги: СВО, волонтеры, сети, помощь, общество, Новгородская область, Zа други своя