Четверг, 21 ноября 2024

Людмила Данилкина

Прифронтовой маршрут

Славомир Мацеевски: «Генератор, который наши парни очень ждали, доставлен».

Фото: из архива группы «СВО волонтёры Старая Русса» ВКонтакте

Старорусские предприниматели объединились, чтобы совместно помогать участникам СВО

Недавно из очередного рейса вернулись машины, которые доставляют «за ленточку» гуманитарные партии. Принадлежат грузовики старорусским бизнесменам — они сами и отвозят на фронт собранные по заказам бойцов вещи, технику, стройматериалы…

О встрече мы договаривались с одной предпринимательницей — Людмилой МАЦЕЕВСКА, а пообщаться пришли ещё несколько. В начале спецоперации они каждый сам по себе собирали и доставляли грузы в зону СВО, а потом объединились и теперь заявки с фронта делят на всех, выручают друг друга чем могут. 

Вместе с Моторолой 

Для семьи Людмилы Александровны вопрос, помогать фронту или нет, вообще не стоял. 

— Мы здесь с вами живём в комфорте, а парни там находятся в очень непростых условиях. И если есть возможность, то мы должны что-то сделать для них, — говорит Мацеевска. — Практически с первых дней спецоперации я и мои близкие стали переводить деньги в фонды, которые на пожертвования закупали необходимое на фронте. Однажды через знакомых в Белгороде на нас вышли ребята из 423-го гвардейского Ямпольского мотострелкового полка — они попросили стройматериал для блиндажей и многое другое. Вот тогда на домашнем совете, а бизнес у нас семейный, мы решили купить грузовую машину и лично доставлять гуманитарку. 

Людмила Александровна и сама иногда сопровождает партии, но чаще это делает её сын — Славомир. Он в продолжение рассказа мамы говорит, что раньше у родителей было очень много знакомых на Украине и даже квартира в Сумах имелась. Когда же в 2014 году начались боевые действия на донецкой и луганской территориях, многие из тех, кого раньше считали друзьями, стали во всём обвинять Россию. Националистические настроения проникали во все сферы. В итоге мама и отец приняли решение продать там недвижимость. 

— Я сам в 2014-м жил и работал в Варшаве. Польские СМИ тоже принялись активно формировать негативное отношение к россиянам — на фоне событий в ДНР и ЛНР. Я же в противовес предложил сопроводить варшавских политиков и общественников на Донбасс, чтобы они всё увидели собственными глазами, — вспоминает Славомир. — В ходе передвижений нашей делегации познакомился с Моторолой (Арсений Павлов — командир специального подразделения «Спарта» ДНР, полковник вооружённых сил ДНР, Герой ДНР. — Прим. авт.). Мы беседовали всю ночь. Он говорил о реальной ситуации, о потерях, о том, как приходится выживать мирному населению. И чем больше он рассказывал, тем больше во мне укреплялась мысль, что моё место тоже там — на Донбассе. Когда её озвучил, Арсений объяснил, что это может быть опасно, что он и его товарищи защищают свою землю, семьи, а другие, как он полагал, не обязаны рисковать своей жизнью. Но я настоял на своём. И несколько месяцев с ребятами мы охраняли взлётную полосу, проводили разведку боем, выманивая противника из укрытий. Потом я серьёзно заболел — так, что даже в госпитале полежал, но полностью не излечился, поэтому пришлось вернуться домой, на Новгородчину.

Сейчас он и его товарищ Андрей Назаров из Поддорья почти ежемесячно отправляются «за ленточку». Вернулись буквально неделю назад, но уже готовятся к новому рейсу. 

Старорусские волонтёры у памятника воину, изготовленному и установленному на средства ИП Мацеевска Л.А. Фото из архива группы «СВО волонтёры Старая Русса» ВКонтакте

Женское дело

А вот Виктория ЛЕОНТЬЕВА каждый раз сама сопровождает груз. И ей не только это под силу. Она в Старой Руссе, кроме того, что формирует партии по заявкам бойцов, помогает полностью поправить свое здоровье парням, которые после госпиталей приезжают домой в отпуск, — возит их по врачам, добивается углублённого обследования, в случае необходимости связывается с командирами их частей. А ещё она ищет пропавших без вести и попавших в плен наших бойцов. 

— Для меня всё началось, как и для многих других женщин, с мобилизации супруга, — рассказывает свою историю Виктория. — Он — водитель, после учебного центра в декабре 2022-го их перебросили под Лиман (харьковское направление). Выгрузили в чистом поле, где ничего не было — ни для проживания, ни для службы. Он нашёл возможность связаться со мной и попросил тёплые вещи, спальники, пенки, многое другое. Я обзвонила жён ребят из других районов области, с которыми муж в одном подразделении был, мы и наши знакомые скинулись, закупили необходимое. И, естественно, встал вопрос: как доставить? Нам посоветовали посредника, который уже отвозил гуманитарные партии, мы ему всё передали. Но ни одна посылка до места не дошла. Вот тогда я твёрдо для себя решила, что сама буду доставлять груз. Приобрела фургон, а среди волонтёров всегда есть ребята, готовые сесть за руль. 

Собеседница говорит, что поначалу поступали просьбы от членов семей участников СВО, а затем обращаться стали и сами бойцы — из самых разных полков. 

Что же касается мужа Виктории, то в мае этого года его комиссовали по состоянию здоровья — были осколочное ранение в колено, тяжёлая контузия, сейчас один глаз не видит. Но несмотря на то что ему самому ещё восстанавливаться и восстанавливаться, он сразу же стал помогать супруге в её волонтёрской деятельности и сейчас вместе с ней ездит на фронт. 

Посылки доставлены

Уточним: старорусские предприниматели, объединившиеся для помощи бойцам СВО, не занимаются сбором средств от граждан и организаций, они отдают большую часть своей прибыли. На эти деньги приобретают то, что нужно на передовой. Ещё один бизнесмен Алексей НИКИТИН объясняет, что прежде чем покупать средства военного назначения, он всегда консультируется со специалистами, находящимися на фронте. Можно потратить миллионы рублей, а приспособление окажется абсолютно бесполезным. Поэтому сначала нужно вопрос досконально изучить и только потом покупать. 

Славомир Мацеевски отмечает, мол, первоначально думал, что будут по какому-нибудь одному направлению ездить, но заявки поступают из разных полков, поэтому машины рушан колесят по всей линии фронта, добираясь до самых дальних точек. Так, чтобы доставить каску доктору Эраджу из Сольцов им пришлось 150 километров отмахать по хорошо простреливаемой территории. 

— Дроны постоянно в небе висят. Едешь и думаешь: наш или нет? Есть инструкция на такие моменты: не тормозить, выдерживать определённую скорость, если же беспилотник начал снижаться, то тогда остановиться и разбежаться в разные стороны — как можно дальше от машины. И такие случаи бывают, — признаётся мужчина. 

Да, волонтёрам страшно, как и любым нормальным людям, оказавшимся на войне. Да, они попадают под обстрелы, транспорт ломается в чистом поле, и они его ремонтируют, то и дело вглядываясь в небо и прислушиваясь к звукам вокруг. Им не раз на своих грузовиках приходилось вывозить с линии соприкосновения раненых, потому что не хватало места в сантранспорте. Но они и дальше будут продолжать формировать гуманитарные грузы и доставлять их на фронт. 

— Жителей области, желающих оказать посильную помощь, много. Мы обеспечиваем материалом, а народ плетёт маскировочные сети, делает блиндажные свечи — в Старорусском, Парфинском, Поддорском и других районах. К нам часто обращаются семьи с просьбой довезти личные посылки, иногда такие же волонтёрские объединения из Новгорода, Крестец просят забрать партию груза. Мы не отказываем. И не было ещё случая, чтобы что-то не довезли до адресатов, — подытожила Людмила Мацеевска. 

По словам рушан, не снижается на фронте потребность в маскировочных завесах, также бойцы просят рыбацкие сети — они не дают дронам упасть на землю. Постоянно поступают заказы на коллиматорные прицелы.

Теги: Старая Русса, волонтеры, СВО, гуманитарная помощь