Воскресенье, 01 сентября 2024

28 августа 2024
Мария Клапатнюк

В Великом Новгороде откроется выставка фарфора и скульптуры «Русская песня»

Эти изделия стали визитной карточкой Новгорода и имели невероятный успех как у жителей, так и у гостей города.

Фотография ©: Новгородский музей-заповедник

В субботу, 30 августа, в Музее изобразительных искусств в Великом Новгороде откроется выставка «Русская песня», приуроченная к 100-летию новгородского художника-фарфориста Тамары Гавриловой. 

На выставке будет представлено более 70 произведений: предметы, выполненные автором в фарфоре, и блестящие в точности передачи характеров и типажей современников скульптурные портреты в шамоте. 

Как рассказали в пресс-службе Новгородского музея-заповедника, созданные Тамарой Гавриловой ещё в 1950-1960-х годах барельефы городского убранства и по сей день являются неотъемлемой частью облика Великого Новгорода.

– Но главным образом творчество Тамары Гавриловой ассоциируется с тем явлением в новгородском искусстве 1970–1980-х годов, которое получило название «синяя посуда», – отметили в музее. – Эти изделия стали визитной карточкой Новгорода и имели невероятный успех как у жителей, так и у гостей города. 

Кобальтовую, так называемую «синюю», посуду выпускал завод «Возрождение», открытый в октябре 1966 года близ Новгорода. В первое десятилетие одну из ведущих ролей на заводе играла Тамара Гаврилова. 

Кобальтовое крытьё не было изобретением художников нового предприятия. Оно было известно в России с XIX столетия. Кобальт – одна из самих старых красок, применяемых для росписи фарфора. Его использование может быть очень разнообразным: от изящной росписи до сплошного «крытья», оживляемого золотым тончайшим орнаментом или рисунком, нередко сочетающимся с белыми рельефными оживками. 

Завод ориентировался на малые серии, предметы разрабатывались профессиональными художниками – скульпторами и живописцами. Хорошо найденные формы целого и деталей, чёткий силуэт, простая, но выразительная роспись не утрачивали своего качества и при тиражировании. Сувениры завода многие годы были на пике популярности. 

— У Гавриловой кобальт подчёркивал затейливость форм, ажурность деталей, – добавили в музее. – Художница нередко, кроме линейного орнамента золотом, использовала для декорирования белый цвет, накладывая его рельефными мазками поверх кобальтового крытья. Будучи автором нескольких очень интересных произведений, в которых ей принадлежала и форма, и роспись, мастер пробовала себя и в мелкой пластике.

Теги: Великий Новгород, Новгородский музей-заповедник, выставка, Тамара Гаврилова