Специалисты Лаборатории научной реставрации драгоценных металлов Государственного Эрмитажа продолжают изучение уникальных предметов ювелирного искусства из коллекции Новгородского музея-заповедника.
Как рассказали в музее, начало сотрудничеству в этом направлении было положено ещё в 2013 году, когда новгородцы обратились к петербуржцам с предложением отреставрировать некоторые предметы. Выбор пал на знаменитые кратиры из ризницы Софийского собора.
- Когда мы осмотрели сосуд Братилы, то я понял, его нужно срочно реставрировать, - рассказал заведующей эрмитажной лабораторией Игорь Малкиель. - Реставрации прошлого века уже себя исчерпали, у кратира отваливались ручки. Предмет вызывал большое беспокойство. А это шедевр, поэтому нам было очень интересно взяться за эту работу. У нас есть уникальное оборудование - система лазерной сварки, которая позволяет делать чудеса в области реставрации. Мы подходили к этому процессу крайне аккуратно.
На вооружении реставраторов - рентгенофлуоресцентный анализатор, который позволяет узнать состав металла. Это помогает уточнить датировку создания предметов. А для того, чтобы понять структуру металла, есть видеоэндоскоп высокого разрешения. Он используется для сканирования внутренней поверхности сосудов.
В ходе исследования и реставрации удалось обнаружить много интересного. В частности, долгие годы считалось, что сосуды были изготовлены методом чеканки. Оказалось, что они были отлиты из серебра, а потом позолочены. У Игоря Малкиеля есть предположение, что изначально это были не кратиры, а лампы для масла. Позднее к ним припаяли ручки и сделали из них кратиры, добавили надписи.