Вторник, 16 июля 2024

13 ноября 2018
Елена Кузьмина

Михайло Ломоносов «работал» в новгородском театре

Новгородская электронная библиотека пополнилась новым интересным материалом о Народном артисте РФ Викторе Степанове.

Всесоюзная слава на него обрушилась после выхода телефильма «Михайло Ломоносов». Фильм вышел на экраны в 1986 году. Успеху Степанова гордились и искренне радовались на Сахалине, где актер родился и где началась его творческая карьера. Детство будущего актера прошло в пензенском городке Сердобске. 

Те же чувства обуревали и Новгород – ведь когда-то – в 1980-1981 годах –  он был актером Новгородского театра драмы. В 1992 году в Новгороде Степанов снимался в фильме «Гроза над Русью».

В ноавгородском театре Степанов работал в 1980-81 гг. Ему было 33 года, и новгородский зритель уже тогда увидел, какой это замечательный актер. На новгородской сцене Виктор Степанов воплотил такие мощные роли, как Борис Годунов в пушкинском шедевре и Вожак в «Оптимистической трагедии». В Новгороде актер отработал полтора сезона, ушел после очередной смены художественного руководства.

В 1992 году Степанов вновь приехал Новгород – на съемки фильма «Гроза над Русью» из эпохи Ивана Грозного, по мотивам романа Алексеч Толстого «Князь Серебряный». Степанова пригласили на роль сподвижника грозного царя, главного опричника Малюты Скуратова, в компанию звезд отечественного кинематографа, таких как Сергей Бондарчук, Олег Борисов.

Рядом со знаменитостями в фильме были заняты и новгородские актеры. Роль князя Серебряного исполнил Анатолий Устинов, и сегодня являющийся артистом областного драмтеатра. 

Во время съемок «Грозы над Русью» Новгород превратился в одну огромную сценическую площадку. Съемки проходили в Юрьевом монастыре, в церкви Спаса на Нередице, на Рюриковом городище, на месте тогда еще не построенного завода «Дирол», на валу в районе гостиницы «Садко», возле Перынского скита, на территории музея деревянного зодчества «Витославлицы» и в Иверском монастыре на Валдае.

Виктору Степанову новгородские съемки были памятны еще и одним примечательным разговором, имевшим, как он считал, отношение ко всему случившемуся потом, к роковой роли кинематографа в его жизни. «Я грешник великий... Чудесный артист Вячеслав Горгуль из Поволжья играл юродивого, который бросал в лицо Ивану Грозному: «А ты, Ванька, весь в крови». Мы с ним как-то напились в гостинице, и он мне говорит: «Как тебе не стыдно! Ты одна из надежд провинциального театра, имеющий полномочия воспроизвести, восстановить красоту всей России. И взял, как предатель, – сбежал!». Я оправдываюсь: «Славик, у меня ж кино...». А он: «Не надо мне вешать лапшу про твое кино! Есть люди, которые на тебя надеются. Они же тебя, наверное, ни разу ни в чем не упрекнули?». — «Не упрекнули». — «И не упрекнут. А ты подумай, что творится у них на душе».

Самые известные фильмы, в которых снялся талантливый артист, – «Холодное лето 53-го», «Дежа вю», «Ермак», «Царевич Алексей», «Чистилище» и др.