Четверг, 02 мая 2024

21 ноября 2018
Елена Кузьмина

В малоизвестной фотоколлекции Бориса Кустодиева есть снимки Новгородского кремля и церкви Спаса на Нередице

Борис Кустодиев больше известен как живописец – в первую очередь талантливейший портретист и автор прекрасных пейзажей. Но художник хорошо владел не только кистью и красками, но и фотоаппаратом.

В коллекции его фотографий, сейчас хранящихся на родине мастера, в собрании Астраханской государственной картинной галереи им. П.М. Догадина, есть снимки, сделанные как в России, так и за рубежом. Это и сцены деревенского быта, и семейные фото, и виды европейских городов…

В 2009 году внучка художника – Татьяна Кирилловна Кустодиева, икусствовед и хранитель коллекции итальянского Возрождения в Государственном Эрмитаже, – передала в дар Астраханской государственной картинной галерее небольшой альбом фотографий.

Эти снимки с почти вековой историей были сделаны Борисом Кустодиевым, его женой Юлией, а также близкими друзьями их семьи. Время не пощадило фотографии, но цифровые технологии позволили «проявить» угасшие изображения, сделать их доступными для исследователей и зрителей. Большинство фотографий из этого альбома были сделаны в самый успешный и светлый период жизни и творчества художника – с 1902 по 1906 годы.

Известно, что в 20-е годы Кустодиев бывал на старорусском курорте. Не проехал он и мимо Новгорода. В альбоме Татьяны Кустодиевой нашлись снимки с новгородским «прошлым».

Одна из фотографий была сделана Кустодиевым у церкви Спаса на Нередице под Новгородом. Она называется «Пейзаж с колокольней и рекой». Дата съёмки – 1904 год. Напомним, в годы Великой Отечественной войны и храм, и колокольня были разрушены. В мирное время церковь удалось восстановить.

В коллекции Астраханской государственной картинной галереи теперь также есть фотография, на которой Борис Кустодиев позирует на мосту через Волхов на фоне Новгородского кремля и Софийской звонницы.

Как отмечают специалисты, фотография для Кустодиева была не только способом запечатлеть окружающую реальность, но и возможностью экспериментировать со светом и композиционными решениями.