Понедельник, 23 декабря 2024

17 марта 2019
Мария Клапатнюк

Программа фестиваля Царь-сказка в Великом Новгороде

С 12 по 16 апреля в Великом Новгороде пройдёт пятнадцатый Международный театральный фестиваль «Царь-Сказка»/Kingfestival. Организаторы анонсируют выступления шестнадцати театров из Германии, Эстонии, Италии, Латвии, Швеции, Дании, впервые из Нидерландов, а также культурный проект «Французский фокус»: особая презентация современного французского театра.

Российская программа включает лауреатов Национальной премии и фестиваля «Золотая Маска»,  Национальной премии «Арлекин» из Москвы, Санкт-Петербурга, Петрозаводска.

Зрители увидят спектакли на английском и немецком языке. Для лучшего понимания предусмотрены субтитры. Кроме того, гостей фестиваля ждёт интересная программа «Лекторий» с лекциями театральных критиков и блогеров, семинары и мастер-классы.

Билеты на события фестиваля можно купить на сайте проекта и в кассе театра «Малый».

«НВ» публикует полную афишу одного из главных событий новгородского театрального сезона.

12 апреляпятница.

12.00 и 14.00 на сцене Театра драмы

ТЕАТР ZEBRADANS, Cтокгольм, Швеция (современный танец)

“БЛИЗКО-БЛИЗКО!” О доверии и радости игры 

Продолжительность спектакля —  40 минут

Рекомендованный возраст — 5+ и всей семьи

Они могут упасть и подняться, создавая почти акробатический танцевальный спектакль.  С помощью живой музыки, которую создает на сцене музыкант-мультиинструменталист, они увлекают зрителя в волшебное путешествие, полное магии и игры. Юмористичный и открытый к общению с аудиторией спектакль напоминает нам, как важно играть и быть вместе. Контактная импровизация на высшем уровне. Ни слова, просто танец!

Этот спектакль – совместная работа хореографов и танцовщиков Эвелины Бострём и Никласа Валенти. Они оба получили образование в Университете танца и циркового искусства в Стокгольме и в течение нескольких лет работали в различных постановках как хореографы и танцовщики. Джонатан Эд — музыкант-мультиинструменталист,  композитор и художник, создавший большое количество проектов.

14.00 на сцене Новгородского театра «Малый»

THEATER MUMMPITZ, Нюрнберг, Германия

Антон Чехов

«КАШТАНКА»  (на немецком языке с субтитрами) 

Продолжительность – 60 минут

Рекомендованный возраст 6+

Во время прогулки Каштанка, молодая собака, потеряла хозяина и не смогла найти дорогу домой. На улице ее подбирает Жорж, цирковой клоун и дрессировщик, и она становится частью необыкновенной цирковой труппы. Вместе с гусем, котом и свиньей, они живут жизнью, полной приключений, острых ощущений и славы.  С уходом Жоржа Каштанка ищет нового хозяина и с удивлением узнает своего бывшего хозяина среди публики… Занавес поднимается – и перед вами одна из самых знаменитых историй мировой литературы для детей, наполненная живой музыкой, настоящими актерами и невероятными трюками. Проходите, смотрите и погрузитесь в цирковой мир! 

«Каштанка» в немецком театре Mummpitz обрела почти брехтовские черты – это очень музыкальная история о столкновении разных взглядов на мир и искусство, это поиски дома и того, что для нас значит родные стены, даже если они не очень уютны, это история маленькой собачки в огромном мире и история шанса, который выпадает в твоей жизни. А еще это очень остроумная и веселая цирковая история, в которой есть трогательная дружба и большая музыкальная страсть.

19.00 на сцене Новгородской Филармонии (открытие фестиваля)

УПСАЛА- ЦИРК, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

«Я БАСЁ»

По мотивам хокку Мацуо Басё

Продолжительность — 45 минут

Рекомендованный возраст — 6+

«Я Басё» — экспериментальный инклюзивный спектакль Яны Туминой, Александра Балсанова и артистов Упсала-Цирка. В каждом человеке живёт поэт, и поэзия – универсальный язык, на котором могут разговаривать все люди без исключения. Вдохновившись этой идеей, режиссёр Яна Тумина поставила спектакль по мотивам японских трёхстиший – хокку. Это спектакль про красоту, которую можно выразить всего в трёх строчках. В нём вместе с профессиональными артистами участвуют дети и подростки с особенностями развития и без них – каждый из них рассказывает о той красоте, которую он видит вокруг и внутри себя, открывая в себе будущего поэта – ученика Мацуо Басё.

В 2018 году спектакль стал лауреатом Российской национальной премии «Золотая маска» в номинации «Эксперимент» и лауреатом Национальной премии «Арлекин в номинациях «Лучший спектакль», «Лучшая работа режиссера», «Лучшая работа художника по свету», «Лучшая работа композитора».

21.00 на сцене Новгородского театра «Малый»

ЭСТЕР ДЕ КЁНИНГ, Маастрихт, Нидерланды

 “ПИНГ”

спектакль на английском языке с субтитрами

Продолжительность – 1 час

Рекомендованный возраст – 14+

Пинг расскажет о том, каким образом в ее жизни произошло всё: о матери, которая после домашних ссор уехала в Мексику в поисках лучшей жизни, о любимых бабушке и дедушке, о соседке  — женщине-полицейском, которую звали Тосс, об острове, на котором они живут, о компании «Фред-мастер на все руки», и как сам Фред, ее довольно неуклюжий папаша, внезапно исчез.  «Внезапно все изменилось. Но даже перемены через какое-то время становятся нормой».

В жизни Пинг происходят всевозможные абсурдные события – например, таинственное исчезновение учительницы физкультуры Дебби, которая подавилась собственным свистком и была зажата между двух толстых спортивных матов, а произошло это потому, что, сломав крышу, в спортивный зал свалился маленький инопланетянин в неисправной летающей тарелке…  Или же поиски маленького Скипа, в процессе которых вновь появляется тот самый инопланетянин. Пинг удается разгадать обе загадки, и выясняется, что они связаны между собой. «Я ничего не придумываю. Просто со мной много всякого случается».

Как всегда, Эстер де Конинг создает абсурдный, смешной, выразительный и трогательный спектакль.

13 апреля, суббота

10.00 и 12.00 на сцене театр драмы

Пьетро Фенати

«ЗООПАРК ПИНОККИО» (объектный театр, живая музыка)

Продолжительность – 35 минут

Рекомендованный возраст — 6+

Известную историю «Пиноккио» театр Dramatico Vegetale рассказывает с точки зрения животных, населяющих страницы книги, используя всего лишь нескольких слов, магию фигурок и жесты. На сцене два потрясающих демиурга делают то, что обычно происходит в театре: они создают историю. И как в начале каждой истории — вначале был свет, затем пространство и время, а потом зародилась жизнь. И возникает странный зверинец, где есть все: от болтливого сверчка, который не может говорить, но постоянно трещит, до блох и курицы, почтового голубя, змеи и гигантской акулы: бестиарий или зоопарк, который показывает нам путь в поисках героя – Пиноккио, в поисках нашей человечности. Два демиурга (быть может, кот и лиса), в конце концов приводят нас к дереву, из которого родился наш Пиноккио. Если эта сказка говорит нам, что даже у деревянных кукол есть душа, то в приключениях Пиноккио мы сможем найти причины, лежащие в основе нашего существования. Просто нужно искать, наблюдая за миром более внимательным взглядом.

13.00 и 15.00 на сцене Новгородского театра «Малый»

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕАТР РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ, Петрозаводск

“СЫН-МЕДВЕДЬ” (по мотивам карельских сказок)

Продолжительность — 55 минут

Рекомендованный возраст — 6+

Жили-были муж и жена, и не было у них детей. Так и доживали бы они свой век одинокими, если бы не встретился мужу в лесу Медведь да не попросился бы к тому в сыновья. А как поселился в доме стариков Сын-медведь, так и начались Чудеса: и терема богатые, и мосты хрустальные, и невеста – царская дочь.

Сказочный сюжет в спектакле щедро дополнен народными присказками, песнями и обрядами. Элементы и мотивы национальных нарядов, узоров, украшений вплетены в костюмы персонажей, а музыкальное оформление спектакля, основано на живом звучании народных карельских инструментов: кантеле, йоухикко, тростниковые дудочки, сигудэк. Спектакль «Сын-медведь» идет одновременно на финском, карельском, вепсском  и русском языке.

Но настоящее украшение спектакля – это прекрасный актёрский ансамбль, где один рассказчик с готовностью подхватывает слова другого, а третий – становится долгим эхом обоих. Многоголосная мелодия завораживает и вовлекает зрителя в сказочное, обрядовое действо. Формат спектакля способствует близкому контакту сцены и зала, границы стираются почти полностью – актеры напрямую взаимодействуют со зрителем, которые очень ярко реагируют на прямое к ним обращение.

Спектакль пользуется большой популярностью в Карелии и за её пределами. Он отмечен наградами различных фестивалей: Международного фестиваля национальных культур «Kanteletar» (г. Костомукша, 2016 г), фестиваля финно-угорских театров «Майатул» (Йошкар-Ола, 2016 г). В 2017 году спектакль «Сын-медведь» завоевал четыре главных приза и стал настоящим событием на XIV Всероссийском фестивале театрального искусства для детей «Арлекин».

13.30 в Новгородском театре «Малый»

Семинар «В театр на самокате!», посвященный современной литературе для детей и подростков, проводит PR-директор издательского дома «САМОКАТ» МАРИЯ ОРЛОВА

Издательский дом «Самокат» ищет по всему миру и привозит в Россию лучшие детские книги, открывает для читателя новых российских и зарубежных авторов и художников, настаивает на гармонии текста и иллюстраций, стремится наладить мосты между культурами и поколениями. Но назвать издательство «детским», и, тем самым, обрисовать круг читателей – было бы неверно. «Самокат» издает литературу интеллектуальную и психологическую, которая интересна и детям, и взрослым.

Книги «Самоката» превращаются в спектакли и находят своего читателя и зрителя – с недавнего времени Национальная премия и фестиваль «Золотая Маска» проводит лабораторию «Театр и современная литература для подростков», театральные фестивали в России делают постановки по новым книгам и авторам «Самоката». В новгородском театре «Малый» идут сразу 3 спектакля по книгам «Самоката»!

19.00 и 21.00 на сцене театра «Малый»

THEATERGRUPPEN BATIDA, Копенгаген, Дания

”СОЛО ДЛЯ ДВОИХ”

спектакль на английском языке

Продолжительность — 45 минут

Рекомендованный возраст – 14+

Это история о братьях-близнецах. Один из них – дирижер всемирно известного оркестра “Sweet Seven Magic Orchestra”. Его близнец…. Ну, он пропал, когда братья были еще маленькими. Однажды близнецы отправились с родителями в путешествие, один из братьев сел не на тот корабль, и с тех пор его никто не видел. Все, что от него осталось – это его маленькая гитарина. Когда братья были маленькими, они очень сильно заболели. Они кашляли и кашляли пять месяцев кряду. И все время, пока они болели, они писали вместе прекрасную музыкальную композицию. Она и осталась на обороте фотографии, где братья запечатлены вместе.  В то утро, когда дирижер сидел в кафе за чашечкой кофе, ему пришла в голову мысль сочинить сольный концерт для трубы в память о дорогом пропавшем брате. Он записал его на простой салфетке. Быть может, у нас есть шанс его услышать? Наслаждайтесь!

21.00 на сцене театр драмы

ПРОЕКТ «ТЕАТРЫ ГОРОДОВ-ПОБРАТИМОВ»

ГОРОДСКОЙ ТЕАТР БИЛЕФЕЛЬДА, Германия

“НОВЫЕ ГРАНИЦЫ” (современный танец)

Рекомендованный возраст: 16+

Продолжительность —  40 минут

Сложная система времени и пространственных структур стала основой для «Новых границ» – танцевального спектакля, созданного шведским хореографом Фабианом Уиксом. Вместе с танцевальной труппой театра Билефельда он исследовал, как границы пространства влияют на танец, и в то же время, как само пространство может быть преобразовано через движение тела актеров. Спектакль — исследование кинестатической энергии, проверка на прочность внутренних и внешних границ, насколько мы себя ограничиваем и слушаем партнера рядом. Эффектная и острая картина современного урбанистического мира, созданная шестью талантливыми танцовщиками труппы современного танца Городского театра Билефельда.

Фабиан Уикс начал свою карьеру в качестве циркового исполнителя, а также работал в театре и занимался современным танцем – все это сформировало особый взгляд на творчество. Его исследование возможностей движения основано на «кинестатическом слушании», которое заключается в способности танцовщиков воспринимать пространство, в котором они и другие люди выступают, и интуитивно реагировать на него. Чтобы добиться плавности линий движений, он требует от танцовщиков театра Билефельда крайней концентрации, точности, быстроты и пристального внимания за действием партнеров. В Билефельде аудитория расположена с трех сторон сцены. Таким образом Фабиан Уикс располагает их ближе к танцовщикам, чтобы они слышали  дыхание, чувствовали каждый шаг,  ощущали танцовщиков рядом с собой, тем самым получая яркий и увлекательный театральный опыт.

14 апреля, воскресенье

12.00 и 14.00 на сцене Новгородского театра драмы

COMPAGNIE BALLE ROUGE, Тур, Франция

«КРАСНЫЙ ШАРИК» театр объекта

Рекомендованный возраст – от 5 лет и старше

Продолжительность — 40 минут

Спектакль «Красный Шарик» стал визитной карточкой музыкантов и актеров компании «Balle Rouge» из Тура. В этом музыкальном спектакле героями становятся… геометрические фигуры, которые волшебным образом оживают. Благодаря красному шарику, который путешествует по миру, мы попадем в разные моменты жизни одной пары, их любви, рождения ребенка и его взросления. Визуальная опера рождает тонкую палитру чувств и эмоций вместе с живой музыкой аккордеона.

Маленький красный шарик живет в любви и обожании родителей, но мир меняется и шарик растет вместе с ним. Большое путешествие маленького красного шарика сопровождает виртуозная игра музыканта-аккордеониста Фредерика Ферранда – эта история создана с большим юмором и поэтичностью французскими мастерами-кукольниками и музыкантами. Благодаря универсальному языку театра эта история играется без слов, при помощи театра объекта и в сопровождении прекрасной музыки, чтобы зрители отправились в свободный полет воображения и встречи с моментами радости жизни.

12.00, на сцене Новгородского театра «Малый»

ЦЕНТР ИМЕНИ ВС. МЕЙЕРХОЛЬДА, Москва

“КОГДА Я БЫЛА МАЛЕНЬКИМ МАЛЬЧИКОМ”

Продолжительность – 1 час

Рекомендованный возраст — 6+

Нет, в этом названии нет опечатки. Зато есть две потрясающие актрисы и история, которую можно рассказать и сыграть — история памяти, история о том, что такое доброта и хороший театр, смешную историю, в котором все окажется не то, чем казалось в начале. Наше отношение к детству и наше воспоминание о том, каким оно бывает — трудным, трогательным и забавным одновременно.

По форме спектакль «Когда я была маленьким мальчиком» — это увлекательный урок театра — искусства главных вопросов и буйной фантазии. Любой хороший спектакль пробуждает в своих зрителях фантазию, но в нашем спектакле она делает половину дела. У нас взрослая актриса играет мальчика, обычная черная коробка переживает метаморфозу, а маленький черный зал оборачивается пространством нашей жизни.

Кроме того, это еще и урок человечности. Он учит детей собирать воедино и крепко-накрепко хранить воспоминания о радости и о горе, поскольку они нас формируют. Ведь слезы, пролитые нами, и воспоминания о них, делают нас теми, кем мы являемся.

19.00, 20.30 на сцене Новгородского театра драмы

THEATRE AIEAIEAIE, Ренн, Франция

“МОЙ МИЛЫЙ КРОЛИК, МОЯ ТРЕПЕТНАЯ ЛАНЬ”

(театр объекта)

Рекомендованный возраст – 16+

Продолжительность — 30 минут

История, которую сочиняет французский театр AIEAIEAIE – это история отношений мужчины и женщины. В ласковом названии спектакля – обращения друг к другу влюбленной пары, хотя за весь спектакль не будет произнесено ни слова. В этом спектакле отправной точкой отношений становятся объекты, которые можно найти в бабушкином сундуке: фарфоровый кролик и фарфоровая лань, хранительницы для безделушек. Но именно при помощи различных домашних объектов, которые мило окружают наш домашний быт, Шарлотта Блин и Жюльен Меллано сочиняют историю любовной встречи и семейной жизни, ссоры и расставания, первых свиданий, закончившихся страстным утром или старения вместе. Это остроумный и лирический, романтичный и захватывающий спектакль о маленьких героях нашей памяти – о том почему так трудно забыть, с чем романтически могут быть связаны кролик и лань из фарфора на вашем комоде.

Спектакль – участник множества театральных фестивалей, включая Эдинбургский театральный фестиваль, где был отмечен в различных ревью: «Иногда лучшие сокровища Эдинбургского фестиваля – это маленькие совершенные спектакли, скрытые в необычных пространствах. Остроумные 30 минут чистого восторга, представленные французской компанией Aieaieaie… и это полчаса чистой радости и игры, которые можно рекомендовать каждому, кому нравится улыбаться и смеяться».

15 апреля, понедельник

13.00 на сцене Новгородского театра «Малый»

НОВГОРОДСКИЙ ТЕАТР ДЛЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ «МАЛЫЙ»

“ЛЕБЕДИНОЕ ОЗЕРО” (не балет)

Продолжительность спектакля — 1 час 10 мин.

Рекомендованный возраст — 7+

Вспомните ли вы легенду о прекрасном зачарованном белом лебеде-принцессе Одетте и принце Зигфриде? Что случилось с коварным Филином и кто такая черная лебедь, жестоко обманувшая принца? Под великую музыку из балета Петра Чайковского театр сыграет для вас сказку о Лебедином озере, которое хранит множество тайн.

19.00 на сцене Новгородской Филармонии

ЛАТВИЙСКИЙ ТЕАТР КУКОЛ, Рига, Латвия

“ЗОЛОТОЙ КОНЬ”

(на английском языке с субтитрами)  

Продолжительность – 1 час 10 минут

Рекомендованный возраст — 16+

Танцовщик, актер и режиссер Дуда Пайва (Нидерланды), объединив элементы современного танца и театра кукол, создал современную интерпретацию пьесы Райниса «Золотой конь». Это балтийская сказка о младшем из трех сыновей, Антиньше, который взбирается на Стеклянную гору, преодолев все препятствия, чтобы разбудить спящую принцессу Саулцерите и спасти королевство. Спектакль Пайвы поведет зрителя в мир надежды и отчаяния, света и тьмы, владык и их подданных. Режиссер рассматривает образ Саулцерите («Солнечная Надежда»), как борьбу между черным и белым, перенося сюжет пьесы на шахматную доску. Это жестокая игра, но в то же время главный герой Антиньш несет в себе наивное послание, которое согревает сердца и совершенно неожиданно волнует нас своей открытостью.

Оригинальная пьеса, написанная в 1909 году, рассказывает о борьбе Латвии за культурную независимость в начале 20-го века. Латыши потерпели поражение во время революции 1905 года, а Первая мировая война была уже на горизонте. Райнис, как и многие другие латыши, надеялся вдохновить нацию. «Золотой конь» как раз стал тем произведением, которое указывало путь к независимости.   Райнис — это псевдоним Яниса Плиекшанса (1865-1929), латвийского поэта, драматурга, переводчика и политика. Его произведения оказали глубокое влияние на литературный латышский язык, а этнический символизм, который он использовал в своих основных работах, стал центральным в осознании латышей себя, как нации. Райнис был также выдающимся социальным и политическим деятелем, являясь одним из национальных лидеров революции в Латвии в 1905 году, а также Нового течения, которое ей предшествовало.

21.00 на сцене Новгородского театра драмы

COMPAGNIE CHRIKI’Z, Ла Рошель, Франция

“НАЧАЛО / L’IniZio” (хип-хоп, современный танец)

Рекомендованный возраст – от 14 лет

Продолжительность – 55 мин.

Через дерзкую эстетику хип-хопа, используя элементы современного танца, французская танцевальная компания создает спектакль, посвященный месту человека во вселенной и процессу сотворения как причастности божественному акту творчества. Название спектакля «L’iniZio» — «Начало» в переводе с итальянского. Создатели спектакля берут за точку отправления «Книгу бытия» Микеланджело со сводов Сикстинской капеллы. Эта фреска станет началом размышления над существованием человека, одержимого разрушительным желанием преступить любое навязанное правило. Центральная сцена фрески (Первородный грех) иллюстрирует эту мысль: человек в своем вечном Эдеме выбирает проигнорировать единственное и самое простое правило, воплощенное в самом простом предмете …

Как и фреска,  спектакль L’IniZio делится на три основные части, каждая из которых в свою очередь тоже поделена на три. Центральное место уделяется понятию индивидуума в группе, в осмосе с другими. Затем танцор постепенно начинает утверждать свое присутствие на сцене, становясь почти эгоистом, доминируя и не уступая.

Каждая из трех частей соответствует отдельной музыкальной атмосфере, от Арво Пярта до Miserere Аллегри и электронной музыки. Музыка, с которой тело соединяется и от которой оно отделяется с необыкновенной силой и ловкостью. Хип-хоп с мощной энергией и в духе времени.

Каждый артист пробует свободу хип-хоп танца на вкус, демонстрируя высокую технику исполнения и открытость к разным стилистическим влияниям. Свет рисует на белом полу тени, которые пересекаются и отделяются друг от друга, следуют за телом и создают новые краски. L’IniZio или живая фреска человечества.

16 апреля, вторник.

14.30 на сцене театр драмы

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ ТЕАТР ИМЕНИ ЛЕНСОВЕТА

“ПТИЦЫ” русские народные сказки

Продолжительность — 1 час 5 минут

Рекомендованный возраст — 6+

Спектакль назван «Птицы», потому что в основе песенно-сказительной истории – русские народные сказки, где сюжет завязан на птицах. Это «Белая лебёдушка», «Привередница» (более известное название сказки — «Гуси-лебеди») и «Белая уточка». Лиричные, глубокие и в то же время озорные сказания о простых истинах, о силе добра, о зле, о смирении, о законах и жизненных циклах сказки соединены живым ансамблевым пением.

Режиссёр Мария Романова: «Будут у нас в спектакле и колыбельные, и пестования, мы ткем полотно, связанное  с замужеством,  с рождением и взращиванием деточек, колесо жизни раскручиваем, показываем, что такое семья для человека, как это важно и мощно. Ведь в основе всех этих сказок лежали сакральные смыслы, связанные с бытием, а в самом сказе и в песнях заложены те природные ритмы, на которых росли наши прабабки. Ведь не зря говорится, что раньше детей не воспитывали, а пестовали, настраивая дитя на биоритмы земли, на здравие и на удачу»

Спектакль – лауреат Российской национальной театральной премии «Арлекин»-2018 в пяти номинациях (женская роль, пластический рисунок, музыкальное оформление, художник-постановщик и художник по костюмам). Актерский ансамбль спектакля награжден специальным призом номинационного совета Санкт-Петербургской театральной премии для молодых «Прорыв» (2018)

Специальная программа фестиваля «ЛЕКТОРИЙ»

XV Международный театральный фестиваль «Царь-Сказка»/KINGFESTIVAL представляет цикл лекций, которые будут интересны как молодым театральным критикам, так и всем участникам и зрителям фестиваля.  Несмотря на многообразие лекционных форм, авторы в разном контексте интересует главная тема — развитие современного театра, его отношение с традициями, новаторством и с ожиданиями зрителей. Надеемся, что театр, рожденный словом и опытом каждого лектора, расширит границы не только знания, но и творческих импульсов для будущих работ слушателей. И в конце концов, это просто интересно – знать, сопереживать и вместе вести диалог вокруг предложенных тем. Лекции сопровождаются видеопоказами.

12 апреля, 9.00, конференц-зал гостиницы «САДКО»

Лекция  Алексей Гончаренко, театральный критик, кандидат искусствоведения (Москва)

«СОВРЕМЕННЫЙ ТЕАТР КУКОЛ. ТЕЛО, ОБЪЕКТЫ, АНИМАЦИЯ»

Современный театр кукол разнообразен. Там идут спектакли для детей всех возрастов и для взрослых. В них можно найти элементы современного танца и перфоманса, их создатели не боятся быть социально ответственными в выбранных темах. В то время как одни коллективы трепетно сохраняют вековые традиции, другие не боятся смелых экспериментов. На лекции мы сможем оценить возможности новых материалов и форм. И все это, конечно, с демонстрацией фрагментов из спектаклей на видео.

14 апреля, в 09.30, в Новгородском театре «Малый»

Лекция  Елены Горфункель, театральный критик, профессор (Санкт-Петербург)

«ББ СЕГОДНЯ»

Брехт предсказывал, что в начале третьего тысячелетия все человечество переселится в города. Брехт был уверен, что лучшее политическое будущее мира – коммунизм. Брехт утверждал театр анти аристотелевский, анти буржуазный, антиметафизический. Он считал зрителя не потребителем, а производителем. Классика, по мнению ББ, важна в том случае, если использовать ее «материальную сущность», а все остальные исторические украшения решительно отсекать. Несколько десятков пьес ББ демонстрируют, как это делается.

Театральные идеи Брехта и его драматургия не потеряли актуальности. С ним можно спорить, но невозможно игнорировать.  Современный театр со всеми его «постами» находит в ББ лучшего и активнейшего оппонента из ХХ века. Современный театр, часто сам того не осознавая, идет по пути, открытому Брехтом. Перформанс, театр док, иммерсивный театр, новый синтетический театр — предугаданы ББ.  Испробованы им. В истории театральной мысли он второй гений после Аристотеля. Для режиссера наших дней он вдохновитель и организатор самых безумных замыслов. ББ – учитель ХXI века.

15 апреля в 10.00, в Новгородском театре «Малый»

Лекция  Эдит Тишейзере, театральный критик, главный редактор журнала «Театральный вестник» (Рига, Латвия)

 «РАЙНИС В ЭПОХУ ПОСТДРАМАТИЧЕСКОГО ТЕАТРА»

На рубеже 20 и 21 века поэзия и драматургия классика латышской литературы вновь стала интересной: теория и практика постдраматического театра позволили по-иному взглянуть на пьесы Райниса и обнаружить, как легко они поддаются деконструкции, как изящно монтируются заново и в этом процессе приобретают современный непредвиденный ( или предвиденный?) автором смысл. Особый литературная стиль Райниса, возникший на стыке романтизма и символизма, позволяет свободно играть, изменять, компоновать модули его идей. И это активно используется поколением режиссеров постдраматического театра, начиная со шведа Ларша Рудольфссона и заканчивая Кириллом Серебрянниковым. Что уж говорить о молодой режиссуре Латвии!

15 апреля, 17.00 Белый зал Филармонии

ЭСТЕР ДЕ КЁНИНГ, Маастрихт, Нидерланды

TED лекция Эстер де Кёнинг

“Суперкраткий курс комедии” на английском языке

Продолжительность – 30 минут

Рекомендованный возраст – 14+

Эстер де Конинг предлагает пройти супер короткий курс комедийной игры. Ее спектакли можно охарактеризовать как смесь стендапа и театра. На сцене она полна энергии, сочетая абсурдный юмор с безграничной фантазией. Ее стиль превосходит зрительские ожидания – как раз так и случилось на TED конференции. Спектакли Эстер юмористичны, интерактивны и в чем-то провокационны. На Kingfestival она покажет, как используя импровизацию, построить действие на сцене и сделать смешными вещи, которые казались ужасными. Все это будет происходить через интерактивное общение с аудиторией и в финале останется время для того, чтобы задать вопросы.

Формат TED лекции – сверхпопулярен (Technology, Entertainment, Design, что можно вольно перевести на русский как «Наука, Искусство, Культура»). TED лекции – это знакомство с новыми идеями, актуальными трендами, размышления на тему современного общества и искусства.

16 апреля, 12.00, в Новгородском театре «Малый»

ЛЕКЦИЯ «ПОЛИТИКА ЗРИТЕЛЯ: ЗАЧЕМ МЫ ЗДЕСЬ?»

Лектор: шеф-редактор журнала «Ваш досуг», анонимный театральный критик и блогер, известный под псевдонимом  Inner Emigrant (Москва)

Как абсолютно все зрители стали критиками, и что такое театральный блогинг?

Как зрители начали влиять на спектакли, и кто такой «зритель-соавтор»?

Границы зрительской свободы, и как не превратить искусство в искусственный ад для зрителей?

Токсичный театр, и почему театру нужно перестать лезть в душу зрителям?

Завтра театр будет делать зритель?

Теги: #kingfestival2019, царь-сказка, театр