Пятница, 22 ноября 2024

10 мая 2019
Елена Кузьмина

«Коридор бессмертия» вышел в прокат 8 мая из-за «Мстителей»

Накануне дня Победы, 8 мая, в России вышла в прокат картина «Коридор бессмертия». Съёмки фильма, который в эти дни идет и в кинотеатрах региона, проходили в том числе и в Новгородской области, где на берегу Ильменя был воссоздан процесс масштабного строительства железнодорожного моста через Неву.

Лента посвящена малоизвестным эпизодом истории блокады Ленинграда – строительству и работе секретной железнодорожной магистрали, соединившей осажденный Ленинград с «большой землей». В течение года по ней доставляли продовольствие и боеприпасы, что позволило накопить силы и освободить город. Строительство и функционирование дороги осуществлялись в тяжелейших условиях – под непрестанным огнем фашистов с земли и с воздуха.

Примечательно, что консультантом картины до своих последних дней был Даниил Гранин. «Газета.Ru» поговорила с режиссером фильма Федором Поповым. Как выяснилось, он рассчитывал, что премьера картины состоится в январе – это соответствовало логике и сюжеты фильма: события происходят зимой. Но в итоге премьеру назначили на 1 мая. «НВ» писали об этом.

– В январе выходила картина «Спасти Ленинград», – рассказал Попов. – Тогда ко мне обратились продюсеры фильма и не только с просьбой изменить нашу дату выхода в прокат, потому что получалось, что два фильма о блокаде Ленинграда вышли бы одновременно. Хотя, если говорить о «Коридоре бессмертия», то было бы логичнее выпускать именно эту картину в январе – по сюжету действия в фильме происходят зимой. Но мы с прокатчиком, компанией «КАРО Прокат» решили все же пойти на встречу и использовать дополнительное время как возможность для более тщательной подготовки к выпуску фильма.

По словам Попова, буквально до недавнего времени прокатчики планировали выпускать фильм 1 мая, – была подготовлена полиграфия, отправлена в регионы.

– Но неожиданным для нас стал перенос завершающей части «Мстителей», – сказал Попов. – Они должны были выходить в прокат 24 мая, но изменили дату на 29 мая. Сеанс длится почти 3,5 часа, а это значит, что в кинотеатре, где один-два зала, картина вытеснит все остальные фильмы. Поэтому, обсудив ситуацию, мы с прокатчиком пошли на вынужденные меры – перенесли выход фильма на 8 мая, чтобы обеспечить картине более полноценную роспись в кинотеатрах.

По мнению режиссера, «Коридор бессмертия» -- фильм для широкой аудитории.

– И не только для киносмотрящих, возраст которых сейчас увеличивается, по данным статистики. Если верхняя возрастная граница раньше была до 25 лет, сейчас это уже 35 и более, то есть совсем другая возрастная категория, – говорит Фёдор Попов. – С одной стороны, мне говорили: «Куда нужно столько фильмов про войну?». С другой я слышу: «Военные картины сейчас в тренде». Успешным в прокате был «Т-34», я не успел посмотреть, но слышал хорошие отзывы о «Балканском рубеже». Я верю в то, что люди, если у них появится желание пойти в кино, не пройдут и мимо нашей картины. Я верю в то, что она привлечет молодое население страны, еще и потому, что это фильм про молодых людей, которые жили в другое время и которым ничто человеческое не было чуждо. И конечно, я уверен, что на эту картину пойдут представители более взрослого поколения.

Фёдор Попов напомнил, что ключевая проблема, возникшая в процессе создания фильма, – острая нехватка средств. В 2014 году Министерство культуры выделило на создание картины 35 миллионов рублей, все шло по плану.

– Но за три месяца до начала съемок у банка, на счету которого находились средства, отозвали лицензию. Наши средства были заморожены, и это был форс-мажор, абсолютно неожиданный, и это было сложнее всего преодолевать, – напомнил режиссер. – У нас были договоренности с Министерством обороны. В их ведомстве находится железнодорожный полигон, именно такой, какой был необходим для воссоздания исторической достоверности: с деревянными шпалами, как во время войны, с необходимой инфраструктурой. От этого тоже не хотелось отказываться. Если бы мы остановились, картина стоила бы не 200 миллионов рублей, а заявленные ранее в смете 360. Из-за простоя мы бы потеряли все наши организационные договоренности, которые уже были сделаны за год работы.

При этом режиссер не был готов урезать бюджет картины ещё больше.

– Надо понимать, что такое военно-исторический фильм. В этой картине главное – история Великой Отечественной войны, которую мы хоть и рассказываем через нескольких героев, через их судьбы, но здесь важен масштаб. Если бы мы делали камерную картину, мы бы дискредитировали тему и ее величие и значимость, – напомнил Попов. – В 2015 году началось производство картины. Что это такое? Это поиск натуры. Необходимо было найти берег реки Невы, через который по сюжету «тянули» мост. Было объезжено много берегов и Невских, и не Невских. В итоге мы нашли берег в Новгородской области на озере Ильмень. В поисках железнодорожной ветки, соответствующей нашим условиям (наличие просеки, деревянные шпалы и т.д.) мы объездили не только Ленинградскую область, но и весь Север. Среди актеров мы искали молодые, «незаезженные» лица, чтобы история была более аутентичная. Костюмы, реквизит - все требовало подготовки.

Сцены блокадного Ленинграда снимали в Санкт-Петербурге. Пришлось использовать большое количество искусственного снега, а те детали, которые не удалось воссоздать уже «дорабатывали» на графике.

– Моя цель была – сделать убедительное, достоверное, историческое кино, – заявил режиссер. – Мы поменяли несколько компаний, которые занимаются графикой, потому что не все справлялись с поставленными задачами. Графика, цветокоррекция, все работы с материалом, с изображением заняли очень много дополнительного времени. Было сделано 30 монтажных версий картины. И еще есть материал для четырехсерийного телефильма. Премьера обеих версий состоится на Первом канале.

Интересно, что создатели фильма намеренно ли вы ушли от «стандартного» представления блокады Ленинграда.

– В материале, который писал мой соавтор – сценарист Дмитрий Каралис, а он был главным исследователем темы, были представлены немцы. Я эту идею отверг, мне просто не интересно было исследовать немецкую душу и очень боялся повторять штампы, – пояснил Попов. – Было интересно сконцентрироваться на характерах этих девчонок из простой, благополучной жизни, недавно сошедших со школьной скамьи. Обычные, слабые девчонки. За три месяца, что охватывает история, они прошли путь, который многие не проходят и за всю жизнь. Они меняются, закаляются и, конечно же, взрослеют. Даниил Гранин рассказывал про то, что во время блокады даже были случаи людоедства. «Но я не могу их осуждать», – говорил он, потому люди, доведенные голодом до отчаяния, уже просто не могли собой владеть, они были не в себе. При этом Гранин говорил, что история блокады являются силой невероятного человеческого духа. Ведь в начале блокады часто умирали те, кто был слаб духом, даже если физически они не были истощены. А более слабые физически, но сильные духом, выживали. В том числе, потому что они хотели жить ради кого-то. Вот этот удивительный парадокс мне был интересен.

Также Фёдор Попов сознательно не привлёк в свой фильм «звезд» – не хотел примелькавшихся лиц.

– Если брать известного актера, значит, он должен сыграть что-то для себя новое, чтобы и ему, и мне, и зрителям было интересно. Когда актер повторяет то, что он играл уже много раз, это скучно. Все вторичное – не интересно. Это раз, – пояснил режиссер. – И два – в фильме речь идет о девчонках. И актеры, соответственно, должны быть такими же юными. Невозможно в 20 лет быть известным, если это не какая-нибудь телезвезда или как любят говорить «звезда сериала». В случае с «Коридором бессмертия» я не мог поступаться некоторыми главными вещами. Во-первых, нельзя было делать картину камерной, поскольку она о масштабных вещах. Во-вторых, нельзя было снимать совсем примелькавшиеся лица. В-третьих, важно, чтобы была правда. Оговорюсь сразу словами мастера великого, Гончарова: «Нам важна не правда, а художественная правда». Это художественное кино, но оно основано на реальных событиях, на реальной истории. И тут я старался быть предельно щепетильным и внимательными к деталям, к лицам, к реквизиту, ко всему абсолютно.

Теги: Фильмы, история, Великая Отечественная война