Воскресенье, 05 мая 2024

07 июля 2019
Елена Кузьмина

Павел Колосницын рассказал, для чего археологам на Пятницком раскопе игральные карты

Павел Колосницын, заведующий сектором полевых исследований Центра археологических исследований НовГУ, рассказал, для чего он вместе с коллегами во время археологических работ на Пятницком раскопе в Старой Руссе использует игральные карты. 

Чтобы извлечь находки из культурного слоя его надо тщательно исследовать, написал Колосницын. 

«Лучше всего отделить артефакты от грунта позволяет найти просевка и промывка через сито. Но в нашем случае ячейки будут забиваться разной органикой щепой растительными остатками, и т. п. Поэтому слой перебирают руками, тщательно растирая в прах каждый комочек, – пишет ученый на своей странице в Facebook. – Но этот способ не идеален – мелкие предметы можно не заметить. Чаще всего пропускают небольшие металлические предметы – они покрыты окислами тёмного цвета и почти не отличаются от мелких камешков, кусков шлака или комочков земли. Особенно трудно извлекать мелкие фрагменты цренов – противней для выпаривания соли. Их на Пятницком раскопе тысячи».

По словам Павла, для того чтобы не пропустить металл, археологи используют металлодетектор.

«Слой снимается пластами определенной толщины (в нашем случае 20 см), по квадратам 2х2 метра, на которые разбит раскоп. Рабочие саперными лопатками и мастерками разбирают слой на квадрате и тщательно его перебирают, – рассказал Павел. –Перебранный слой выносят из раскопа. Каждые носилки перебранной земли, прежде чем уйти в отвал высыпаются на щит из фанеры или линолеума и проверяются металлодетектором. В результате, даже если предмет пропущен, то мы можем установить квадрат и даже часть квадрата и примерную глубину, на которой он находился».

Но, по признанию археолога, возникает трудность – на раскопе в разгар сезона одновременно работают на 20-30 квадратах, землю из которых высыпают на несколько 6-9 щитов. Металлодетектеристы и носильщики должны, запоминать из какого квадрата были принесены каждые носилки перебранного слоя, держа в памяти по несколько номеров.

«Это очень непросто, – рассказал Павел Колосницын. – Постоянно кто-то бегает по раскопу, выясняя, с какого квадрата, принесли эти носилки на отвал. Допрашивает свидетелей, сравнивает слой по цвету и составу, пробует его на вкус…»

В этом году археологи приняли простое решение: нужно, чтобы в грунте, принесённом в носилках, находилась некая бирка, которую потом возвращают обратно с находками, написал ученый.

Сначала археологи хотели выписывать этикетки с номерами квадратов, но потом подумали, что для этого можно использовать пластиковые игральные карты. Они не размокают, не мнутся, хорошо заметны.

«Покупаем две колоды, – рассказывает археолог. – Одну карту кладём в носилки, вторую такую же оставляем на квадрате, в ящике для массовых находок. Металлодетектеристы на отвале, проверяя землю из носилок, вынимают из принесённого слоя карту и выкладывают на неё то, что находят, а потом возвращает карту вместе с найденным. Теперь на раскопе утро начинается с пасьянса и весь день раздаются крики: «Кто дама пик?», «У кого шестёрка червей?», «Где Красный Джокер?».

Теги: Старая Русса, археология, Пятницкий раскоп