Понедельник, 25 ноября 2024

31 октября 2019
Анна Мельникова

Учёные выяснили, что орнамент росписи собора Рождества Богородицы Антониева монастыря – это преобразование арабских букв

В Великом Новгороде три дня проходила научная конференция «Антоний Римлянин и его время». Форум был поддержан Новгородским музеем-заповедником, Государственным Русским музеем, Государственным институтом искусствознания, Санкт-Петербургской Духовной Академией и Новгородской митрополией в рамках проекта, посвященного 900-летию Собора Рождества Богородицы новгородского Антониева монастыря (1117-1119 гг).

Один из вопросов конференции, в обсуждении которой приняли участие исследователи из Москвы, Санкт-Петербурга, Великого Новгорода и Пизы (Италия), касался стиля фресок и декоративной росписи собора Рождества Богородицы Антониева монастыря.

По информации Новгородской епархии, на заседании было отмечено, что роспись собора имеет единую стилистику и своеобразный интернациональный характер, который отличает собор Рождества Богородицы от других храмов Великого Новгорода. Это касается орнамента стенописи, который называется шрифтовым орнаментом, или куфическим декором. Он выполнен на основе арабских букв куфического алфавита.

В соборе Рождества Богородицы буквы этого алфавита были преобразованы в настенный орнамент и обрамлены виноградной лозой. Такой приём применялся в архитектурном декоре мусульманских храмов.

Для ученых остается загадкой, каким образом орнамент оказался на стенах новгородского храма. Подобного декора не было найдено не только в Великом Новгороде, но и во всей России.

На Руси куфический алфавит применялся изредка на фресках как элемент украшения одежды, однако нигде не было найдено его самостоятельного применения в качестве декора.

Ученые предполагают, что этот орнамент изначально проник с Востока на Запад, а уже оттуда – на Русь. На Западе он был распространен в XI-XIII веках в раннеготических и романских памятниках архитектуры.

В соборе Рождества Богородицы такой орнамент вместе с завесой отделял алтарную часть храма от общего пространства и, предположительно, отождествлялся с ветхозаветными письменами. Ученые предполагают, что, вероятнее всего, авторство этого замысла принадлежит самому основателю и настоятелю монастыря, преподобному Антонию Римлянину, что свидетельствует о его иноземном происхождении.

Теги: Антониев монастырь, история, наука