Вторник, 07 мая 2024

01 ноября 2019
Василий Дубовский

Завершается реставрация самой большой картины Новгородского музея-заповедника

Завершается реставрация самой большой картины Новгородского музея-заповедника. Это известнейшая работа Богдана Виллевальде «Открытие памятника Тысячелетию России в Новгороде 8 сентября 1862 года», выполненная по высочайшему заказу императора Александра II. Столь значимое государственное событие впечатляет и своим живописным размером – четыре на два с половиной метра.

Придворный живописец и баталист Виллевальде нанес последний мазок в 1864 году. Таким образом, в нынешнем году у картины – 155-летие. Конечно, реставрация может быть своеобразным подарком к юбилею, но для нее должны быть и другие причины.

Как рассказала «НВ» начальник отдела реставрации станковой живописи Татьяна Бодина, в послевоенные годы, когда картина Виллевальде, ранее хранившаяся в Екатерининском дворце Царского села, была передана Новгородскому музею, восстановительные работы проводились не единожды. Последний раз – в 1980-е реставраторами из Тихвина.

Специалисты озабочены созданием в музее оптимальных условий хранения – это касается надлежащих освещенности и температуры. Многолетние наблюдения за сохранностью живописи показывают, что сотрудники музея неплохо справляются со своей задачей, решая ее, так сказать, в ручном режиме.

– Масляный грунт, который был очень популярен с середины XIX века, очень удобен для художника, и работы хранятся хорошо, но в процессе старения грунт становится хрупким, поэтому время от времени возникает потребность в укреплении, – пояснила Татьяна Николаевна.

Кроме того, в местах точечных утрат, которые были практически повсеместно, подводился реставрационный грунт и делались тонировки. Работы проводились и с тыльной стороны, где нужно было удалить поверхностное загрязнение. В конце реставрации с оборотной стороны будет закреплен холст – получится так называемый конверт. Он нужен для смягчения воздействия температуры и влажности на само живописное произведение – это продлевает ему жизнь на долгие годы.

Однако современный музейный тренд – это механизированные системы поддержания температуры. И в НГОМЗ сегодня тоже думают о модернизации. Так или иначе новая реставрация картине Виллевальде понадобится не скоро. А вот увидеть ее на прежнем месте в экспозиции музея изобразительных искусств можно будет уже довольно скоро.

Теги: История, Новгородский музей-заповедник, живопись, памятник «Тысячелетие России»