Среда, 17 июля 2024

10 декабря 2019
Анна Мельникова

Окуловский краеведческий музей пополнился ценным экспонатом, имеющим отношение к искусству Николая Рериха

Два месяца назад из начальной школы посёлка Торбино в Окуловский краеведческий музей имени Николая Миклухо-Маклая были доставлены два резных панно: «Охота на моржей» и «Глухари». У его сотрудников нет сомнений, что оба произведения имеют историческую ценность. Композиции были изготовлены до революции в Школе общества поощрения художеств, директором которой с 1906 года был Николай Рерих.

Более того, деревянная картина «Охота на моржей» – точная копия рисунка Рериха, сделанная им в 1904 году гуашью на картоне. В настоящее время эта работа хранится в Русском музее в Санкт-Петербурге.

По словам окуловского краеведа Леонарда Бриккера, которому и принадлежала инициатива перевезти и купить панно в музей, эти сохранившиеся работы представляют собой сенсацию для искусствоведов и исследователей, занимающихся изучением творчества Рериха.

Леонард Эдуардович рассказал о судьбе этих произведений:

– Они украшали каминный зал усадебного дома «Теремок» в деревне Ольгино. Это был охотничий домик в два этажа, который был построен по указанию совладельца шоколадной фабрики в Санкт-Петербурге Ивана Упенека.

Возможно, он был знаком с Рерихом. По воспоминаниям старожилов, в зале находились три панно, на которых были сценки связанные с охотой. К сожалению, о третьей композиции ничего не известно. В 1980-е годы учительница из Торбинской школы вынесла из «теремка» резные картины, отмыла их от извёстки и перенесла в школьный музей, где они и хранились до недавнего времени.

Ещё в 1988 году экспертное заключение о панно дал старший научный сотрудник Русского музея Князев. В частности он указал, что «Охота на моржей» «представляет большую художественную ценность». А оба панно из охотничьего домика составляют единый художественный комплекс. Ученики класса резьбы по дереву Школы общества поощрения художеств делали копии с работ известных мастеров – старых и современных – при этом ставилось обязательное условие, чтобы оригиналы были выполнены в другой технике. Также они создавали работы по собственному замыслу, поэтому, вероятнее всего, панно «Глухари» – собственная композиция автора.

Кто был автором этих работ – не исключено, что они принадлежали не одному мастеру – остаётся загадкой. Чтобы разгадать её, исследователям нужно будет как следует поработать с архивами Школы Рериха.

И ещё. Тридцать один год назад Князев в своём заключении отметил, что и сам «Теремок» следует перенести в группу памятного значения. Предполагалось, что его сруб перевезут в Новгородский музей деревянного зодчества «Витославлицы». Увы, этому не суждено было случиться – в 1994 году домик сгорел.

Теги: Окуловский район, Рерих