Воскресенье, 19 мая 2024

15 декабря 2019
Мария Клапатнюк

Художник Пётр Кончаловский: «Выходишь к новгородской церкви на базар какой-нибудь и видишь кругом тех же "святителей"...»

Впечатления от работы в Новгороде в 1925 году художника Петра Петровича Кончаловского и историю написания картины "Новгородцы", напомнило читателям сообщество «История Новгородской земли XVI-XX веков».

"В первый приезд в Новгород [в 1925 году] со мной повторилась, в сущности, итальянская история. Природа и здесь захватила чуть не до потери того особого сознания, которое совершенно необходимо при работе. Я почти не знал нашей страны, мало интересовался ею, и тем сильнее она захватывала теперь меня какой-то особой теплотой, своеобразной, чисто русской красотой. Этот "захват" и отразился, разумеется, в живописи.

Покойный Луначарский очень верно написал, что мои новгородские "здания" — настоящие живые существа". Только это звучало для меня совсем не похвалой, а, скорее, порицанием моей податливости, упрёком за отход с позиций настоящей живописи. Но устоять не было сил. При всей своей стилизации и условности церковные новгородские фрески ошеломляли своей жизненностью, сохранностью в них местного колорита. Повторялось то, что было в Сиене. Выходишь к новгородской церкви на базар какой-нибудь и видишь кругом тех же "святителей", тот же склад лиц, подчас те же выражения…

Это так захватывало, что я большой бытовой холст написал тогда "Новгородцы". В Новгороде на Буяновой улице был старорусский трактир, в нём и писал я "Новгородцев" в часы, когда трактир был заперт. И не удержался — сильно перегрузил холст, потому что живописная прелесть сюжета навалилась на меня и затмила художническое сознание… Только к концу жизни в Новгороде стало немного проясняться это сознание, но пора было думать об отъезде. Однако я твёрдо решил тогда же снова ехать сюда на следующее лето…".

Напомним, Пётр Кончаловский (1876 года, Славянск, ныне Донецкая область Украины — 2 февраля 1956, Москва) — русский художник, на которого большое влияние оказало творчество французских импрессионистов и особенно Поля Сезанна.

Кончаловский в своей жизни соединил множество казавшихся несовместимыми характеристик.

«Художнику полагается богемная «свобода нравов»? А он всю жизнь прожил с единственной женщиной, причем был отнюдь не «творческим украшением дома», а настоящим папой для своих детей. Пора «сбрасывать классиков с корабля современности»? Сбрасывал, не без того. И при этом писал семейные портреты, которые стали его ключевой темой. Честные эмигрировали, остальные подстраивались или запродались? А Петр Петрович Кончаловский остался. Отказался писать портрет Сталина и продолжил в советской России, в том числе в разгар репрессий, изображать на картинах сирень, собственных внуков, цветущие деревья и натюрморты. При этом – лауреат Сталинской премии. Не человек, а бесконечный парадокс» - отзываются о нём искусствоведы.

Теги: живопись, история, Новгород