Понедельник, 23 декабря 2024

10 января 2020
Мария Клапатнюк

Читаем с «НВ»: Марина Ахмедова «Камень Девушка Вода»

Место действия романа Марины Ахмедовой "Камень Девушка Вода", в прошлом году попавшего в длинные списки сразу нескольких литературных премий, горное село в Дагестане (из Дагестана и корни Ахмедовой), практически оторванное от современного мира. Здесь, как и в прошлые века, люди верят в предания и проклятия предков, помнят рецепт цкена, владеют тайной вышивкой, покрывающей свадебный пояс, то и дело обращаются к Аллаху. А главная героиня романа сирота и старая дева Джамиля-учительница всерьёз обеспокоена тем, что девочки всё чаще приходят в школу "закрывшись" - в хиджабах, юные мальчишки уходят в лес, где живут "правоверные", под предводительством Расула, в которого Джамиля влюблена со школьных лет.

Потенциальный читатель уже чувствует, какая фактура наклёвывается в романе, что может и должно развернуться на такой почве? Однако очень уж долго представлять и фантазировать всё же не стоит: слишком велик риск после первого десятка страниц со всего маху врезаться в искусную декорацию. Как Буратино проткнуть любопытным носом бумажный рисунок. Сюжет есть, есть главные герои, есть прекрасный язык, но всё это искусственное и совершенно не клеится друг с другом.

Петляющий из настоящего в прошлое и обратно, витиеватый рассказ с богатыми отсылками в предания старины глубокой, никак не может зацепить, потому что герои романа абсолютно статичны. Они, как заколдованные, по кругу думают каждый свою мысль, отскакивают друг от друга при сюжетных столкновениях, не меняются внешне и внутренне, упорно не хотят развиваться. А в конце концов, не вызывают ни сопереживания, ни отторжения. Ни-че-го. Вас может всерьёз занять манекен в причудливых декорациях, когда вы всерьёз готовились окунуться в жизнь дагестанских гор?

С языком романа и вовсе фантастика. Он так хорош, самобытен и декоративен, что то и дело затмевает собой всё. «Вы только посмотрите, как я могу. Вот это сравнение! Как вам такая вот развёрнутая метафора? Неплохо, да?», - как бы обращается к читателю Марина Магомеднебиевна. И ведь права, прекрасно может! Но только впечатление от истории Джамили и заброшенного в горах селения вся эта замечательная сложность стирает напрочь.

На последнюю страницу читатель пару минут таращится как баран на новые ворота: конец? А где, собственно…всё? Вряд ли Марина Ахмедова виновата в наших бурных фантазиях, расплодившихся ещё на старте. И тем не менее. Буратино в известной сказке всё же получил своё, спрятанное за нарисованным очагом. Поклонники Ахмедовой на этот раз рискуют остаться с носом...

Теги: книги, чтение, Марина Ахмедова