Последнее время Старая Русса быстро и активно меняется. Однако, как считает известный в Старой Руссе краевед Зоя Гоман, не всегда эти изменения городу на пользу, и потому не всегда их поддерживают горожане. Более того, порою активно им противостоят.
Не так давно московская компания ООО «Студия промышленного дизайна», которую старорусцы связывают с именем известного российского дизайнера Артемия Лебедева, подготовила дизайн-код – свод правил по оформлению наружной рекламы и фасадов в исторической части города. «НВ» поговорили с Зоей Николаевной о том, насколько он необходим и каким должен быть.
– Зоя Николаевна, какую задачу дизайн-код должен выполнять в таком городе, как Старая Русса, у которого богатое историческое прошлое?
– Старая Русса – город древний, город с 1000-летней историей. Это не просто слова. Разбивка центральной части города на улицы и площади проведена по плану Екатерины II. Есть дома купеческие, есть многоэтажная застройка советского периода, есть частный сектор. Всё это – наша история, наше богатство, с этим нужно жить и шагать в будущее, по максимуму используя историю как конкурентное преимущество. И статус города как исторического поселения – подтверждение тому и большое подспорье.
Объединительным моментом в архитектурном и историческом многообразии может и должен стать дизайн-код – свод правил, которого должны придерживаться как частные лица, так и предприниматели, и власти при заполнении и оформлении общественного пространства. К большому сожалению, на данный момент единой стратегии в этом вопросе нет, как нет и твёрдой руки городского архитектора, что отмечают свежим и непредвзятым взглядом гости города.
– Как думаете, получится ли у сотрудников администрации района, у представителей компании учесть все моменты, связанные с многообразием Старой Руссы?
– Радует, что власти города осознали это как проблему и озадачились ее решением, для чего привлекли студию Артемия Лебедева. 28 января специалисты дизайн-студии представляли «общественности» в лице сотрудников администрации района свой вариант проекта. Напомню, что для Старой Руссы студия Артемия Лебедева разрабатывала логотип – знаменитую «голубую капельку». Выбор именно Лебедева в качестве дизайнера, а особенно – итог работы студии, в своё время вызвал громкий резонанс, далеко не положительный. Поэтому мало сказать, что горожане были удивлены повторным обращением к весьма спорному разработчику. Которого к тому же выбрали практически без конкурса.
– А каким вам видится итог использования дизайн-кода в Старой Руссе?
– Оставив в стороне все сомнения в непредвзятости выбора, стоит отметить главное. Разработка дизайн-кода – дело, безусловно, именно специалистов, профессионалов. Горожане должны чётко сформулировать, каким в итоге они хотят видеть свой город. Императорский курорт с отсылом в начало XX века или Город воинской славы с акцентом сугубо на военном прошлом? Или город Федора Достоевского, что актуально в преддверии юбилея всемирно известного писателя? Или город соли? Или «город с крыльями»? Или «родина Петрушки»? Или всё же исконно русский древний православный город с церквами, монастырями и уникальными названиями?
А может, именно в этом слиянии времён, умело подчеркнутом дизайнерскими «фишками», и будет изюминка Старой Руссы? Лично мне хотелось бы видеть именно такой итог. Ведь в арсенале профессионалов от дизайна есть масса средств и способов, о которых мы, обыватели, даже не подозреваем. Очень хочется, чтобы они были применены гармонично, и город в итоге похорошел и заиграл новыми яркими красками.
– Почему населению необходимо участвовать в обсуждении вопросов развития городской среды?
– Право на участие граждан в обсуждении данных вопросов предоставлено законом. И отказываться от возможности реализовать своё право было бы неразумно. Если оставить решение всех значимых для города вопросов на усмотрение администрации, то в итоге мы можем получить не самый удачный вариант. К сожалению, примеры такого подхода есть в Старой Руссе. Так, администрация района через проект реконструкции центральной площади попыталась полностью ликвидировать нашу уникальную липовую аллею в пять рядов. К счастью, благодаря активной позиции общественности, и не только старорусской, а поистине мировой, нам удалось аллею отстоять, а вот краснокнижные голубые ели уничтожены безвозвратно.
– А положительные примеры сотрудничества администрации с общественностью в Старой Руссе есть?
– Это проведенные 17 января общественные слушания по заполнению пространств улицы Воскресенской и Соборной площади, и ответы, предоставленные председателем комитета по строительству и ЖКХ администрации района Натальей Горчаковой. Ответы по существу, аргументированные, полные и понятные, данные сразу после озвучения вопросов, они снимали остроту обсуждений, позволили провести их в конструктивном русле. На такое сотрудничество с администрацией хотелось бы рассчитывать и впредь.
– Какие варианты участия граждан в вопросах развития своего города, по вашему мнению, наиболее эффективны?
– Ими могут быть общественные обсуждения, стратегические сессии, опросы, проводимые через СМИ и на интернет-площадках. На мой взгляд, наиболее удобный вариант для населения – именно электронный, поскольку позволяет аргументировать свои мысли и предложения, а в их подтверждение прикреплять фото и видео. Также хотелось бы видеть больше публикаций в местных СМИ с разъяснением предстоящих в городе изменений – с комментариями ответственных лиц. Ведь именно отсутствие конкретной и достоверной информации порождает слухи, домыслы и недопонимание, что не может не сказаться на обстановке в целом и на сотрудничестве власти и горожан.