Воскресенье, 22 декабря 2024

11 мая 2020
Мария Клапатнюк

Дмитрий Березовский: «Я – идейный актёр массовых сцен»

Напомним, «НВ» совместно с Министерством культуры и Кинокомиссией Новгородской области запустили проект «Вторые роли крупным планом», герои которого - новгородцы, принявшие участие в съёмках кино и телесериалов, проходивших на территории области. 

В монологах жители Новгородчины, участники эпизодов или массовых сцен, передают свои впечатления от приобщения к искусству кино, делятся интересными историями, произошедшими за кадром. 

Публикации проекта можно найти на сайте «НВ» и в соцсетях под хэштегом #Вторые_роли_крупным_планом, #Культура_ряДОМ.

Третий герой проекта – Дмитрий Березовский, режиссёр и продюсер ГТРК «Славия», «профессиональный оператор» в кино и идейный актёр на съёмочной площадке:

В моём послужном списке шесть сериалов, в которых я так или иначе засветился. Это современные детективы, где я был и бандитом, и полицейским, а также исторические, где играл чекистов или бояр. Первые три снимались в Санкт-Петербурге. Помню на дебютный для себя проект - «Высокие ставки» мотался каждый день и тратил больше денег на бензин, чем получал за работу. Но это не важно, потому что мне было интересно. 

Отматывая назад, скажу, что желание сыграть в кино пошло из начала 90-х, когда в Новгороде снимался фильм с Александром Абдуловым «Грех». Я тогда ещё был студентом в Политехе. Ни мобильников, ни интернета. Увидел объявление о том, что нужны мужчины - играть монахов в кино. Интересно! К тому же ставка – 5 рублей в день. А у меня стипендия была 55 рублей в месяц. В общем, ого-го! Но… В день съёмок у меня как раз был экзамен. Я так расстроился…не сказать словами, как! И вот тогда мысль и засела – сняться в кино.

В общем, после нескольких питерских проектов, когда в Великом Новгороде появилась Кинокомиссия, я не остался в стороне и пошёл сниматься. 

Сериал «Морские дьяволы» для меня особый. В нём я играл оператора. И я впервые был не массовкой, не групповкой. Я был эпизодник. Мой герой заговорил. Была уже другая актёрская ставка, моё имя в титрах даже есть, чем горжусь. 25 серия «Морские дьяволы. Рубежи родины».

Мы появлялись в кадре с моим напарником – корреспондентом и действовали: разговаривали, попадали под взрыв, изображали падение, уползали. Чтоб было похоже в нас стреляли воздушной пушкой, когда волна воздуха доходила - падали. В общем, хорошенько «торганули лицом», как говорят в массовке. В этом плане можно поставить себе галочку. 

Но за роль оператора местной телестудии я заработал себе кучу дизлайков от настоящих коллег по профессии. Они сказали, что я порочу образ оператора: как дурак бегаю в жилетке, прыгаю как козёл в кадре, кепка какая-то на затылке и вообще, так себя операторы не ведут. 

Сериал "Морские дьяволы" рассказывает о четырёх бойцах спецназа. Их называют «морскими дьяволами», хотя по праву их можно считать рыцарями трех стихий: они действуют на земле, в воде и в воздухе. У каждого из них свой характер и своя судьба, но каждый полон решимости выполнить свой профессиональный долг, невзирая на риск. 

Но я же актёр - выполнял задачу режиссёра: подъезжают Морские дьяволы, мы к ним бежим. Что, со штативом, что ли бежать? Про одежду тоже…Я объяснял: «Ребята, это типаж такой!» Ходят же люди в жилетках? Пусть у нас на «Славии» они чуть-чуть другие, чёрные. А мне дали какую-то старую, рыжую… В целом же в жилетке удобно – по карманам разложил аккумуляторы, провода и всякую мелочь. Но операторское сообщество всё равно осталось не слишком довольно.

Зато это был первый сериал, когда мы снимались прямо в центре города. Обычно или за городом, или перекрыто всё и людей нет. А тут посреди Новгорода: на пешеходном мосту люди стоят, смотрят. Чувствуешь себя как на сцене в театре.

В «Рюриковичах» пришлось долго ждать старта: на Рюриково Городище мы приехали в 10 утра, в шесть вечера нас отвезли в Витославлицы, начали переодевать. И тут уже стало интересно! Вышли на съёмочную площадку в восемь. Имени мне там было не положено, но я сам себе придумал Боярина Гостомысла. Сидел по правую руку от Юрия Долгорукого. Передо мной осётр был из желатина. В фильме я основательный такой, пирог ем, запиваю чем-то. Но вообще, конечно, готовились и гримировались мы куда дольше, чем шли съёмки. 

Боярин Гостомысл, он же Дмитрий Березовский, на фото слева во втором ряду.

А в недавней «Паромщице» опять был оператором местной телестудии. Как говорится «застрял в одной роли». Но мне было любопытно посмотреть на кухню, съёмки фильма изнутри. Узнал, с какой аппаратурой работают коллеги из кино, как и на сколько камер снимают, в каком режиме. Словечки их профессиональные с интересом послушал.  В тоже время и я ребят консультировал: у них то кубик с логотипом с микрофона падал, я подсказывал, как под него положить поролона кусок, то шнур волочился. Но все телевизионщики знают, что шнур нужно наматывать на руку, чтобы щелчков не было.

Вообще, поучаствовав в съёмках сериалов я понял, что теперь нужно пробовать себя в большом кино. И ещё нашёл своё место в любопытной классификации актёров массовки: 

Тщеславные: «Я не буду играть спину рабочего. Должен стоять во весь кадр, лицом и долго». 

Корыстные: «А сколько заплатят? Будут ли кормить, а доплата за переработку планируется?» 

Идейные. Это я. Мне всегда было всё равно сколько и когда заплатят, меня увлекал процесс. 

Теги: Вторые_роли_крупным_планом, Культура_ряДОМ